Военно-морской флот России пополняется новейшими кораблями, которые в разы превосходят предшественников. За разработкой морских машин стоят тысячи людей, миллионы часов расчетов и исследований.
Как в кружке судомоделирования корабль в миниатюре бороздит просторы глубоководного бассейна. Судно еще не построено, а его уменьшенная копия уже проходит доскональное тестирование — для того, чтобы найти оптимальную форму.
Модель крепят на специальную тележку и проверяют ходовые качества. Главное внимание уделяется гребным винтам.
«Гребной винт — достаточно серьезный объект, движитель корабля. Достигает диаметра до восьми метров. Весит 30 тонн. Поэтому ошибки в его проектировании могут привезти к значительным материальным потерям», — рассказал начальник лаборатории ходовых качеств водных кораблей и судов Крыловского Государственного Научного Центра Сергей Капранцев.
Длина этого корабля, когда он сойдет с конвейера, составит 173 метра. Водоизмещение у него тысячи тонн. Атомный ледокол «Лидер» станет самым большим в мире, к тому же вдвое мощнее всех существующих. Основная задача — круглогодичная навигация по Северному Морскому пути. А пока макет преодолевает льды «маленькой Арктики».
В дно бассейна вмонтированы большие обзорные иллюминаторы, чтобы со всех сторон видеть, как ведет себя судно в экстремальных условиях. Здесь можно создать любую обстановку — имитировать шторм или даже цунами. Для испытаний установили температуру воздуха в пять градусов ниже ноля, воду в бассейне заморозили, а лед там также морской — схожесть с параметрами Северного Ледовитого океана — до сотых процента.
Боевые корабли нового поколения для ВМФ проходят испытания и в уникальной ландшафтной аэродинамической трубе. Проверяют, насколько устойчиво судно при самом сильном ветре.
Инженеры испытывают не только обводы перспективных судов. Недавно в Петербурге продували арки Крымского моста. Строителям нужно было понять, какую силу ветра и высоту волны выдержат конструкции. В море никаких ошибок быть не должно.