Некоторый рост экономики, наблюдающийся в течение нескольких месяцев, стал для украинских властей поводом для оптимистичных утверждений в духе «жить стало лучше, жить стало веселей». Но рост этот настолько невелик, что рядовые украинцы никаких позитивных перемен в своей жизни не ощущают. К тому же, любому здравомыслящему человеку ясно, что улучшение экономического положения связано не действенными экономическими преобразованиями и реформами, а с удачно сложившейся конъюнктурой на валютном рынке. А в таком случае говорить о какой-то стабильности в экономике не приходится. И единственное, что еще держит экономику Украины на плаву – кредиты МВФ.
Но МВФ, как известно, кредиты просто так, за здорово живешь, не раздает. А выдвигает свои требования, обычно довольно болезненные для экономики страны-должника. Так, для того, чтобы Украина получила очередной, пятый по счету, транш (1,9 млрд.), она должна была еще в январе принять закон, дающий право иностранным компаниям и частным лицам покупать и продавать сельскохозяйственные земли. Но закон этот так до сих пор и не принят – постаралось аграрное лобби. Крупным земельным арендаторам вовсе не улыбается перспектива выкупать участки во много тысяч гектаров, или, в лучшем случае, платить за аренду во много раз больше, чем сейчас. Так что, пока вопрос о земле отложен.
Но транш получить жизненно необходимо, а, значит, надо пожертвовать чем-то другим. И вот премьер Владимир Гройсман анонсировал очередную приватизацию. С молотка пойдут остатки активов, пока еще находящиеся в руках государства.
Стратегические предприятия, выставленные на продажу, наверняка купят сами украинские бизнесмены. Не без их инициативы, конечно же, разработан новый проект закона о приватизации, согласно которому предусмотрен отказ от экспертной оценки и определения цены объекта исключительно платежеспособным рыночным спросом. Иначе говоря, предприятия купят за ту цену, которую предложит покупатель.
Все это преподносится рядовому украинцу как великое благо, мол, это поможет стране в ближайшие годы обойтись без кредитов МФВ. Но все это – лукавство, к концу 2019 года Украине нужно выплатить по внешним долгам ни много ни мало 12.8 млрд. долларов. А тут уж, извините, никакие кредиты и транши уже не помогут. Печальнее же всего во всем этом то, что распродажа государственной собственности отразится и на будущих поколениях: даже если когда-нибудь на Украине бандеровскую власть сменит власть народная, вернуть распроданные стратегические и имеющие ключевое значение объекты под государственный контроль будет почти невозможно. Но что до этого чиновникам и олигархам, живущим по принципу: «После нас – хоть потоп»?
Zolotoy