Недавно экс-премьер Швеции и глашатай европейских либералов в Европе Карл Бильдт в своем Twitter написал следующее: «Общая Европа. Более миллиона поляков работают в Великобритании. Более миллиона украинцев работают в Польше. Идём вместе». Казалось бы, вот она, евроинтеграция, однако за подобными заявлениями скрывается громадная проблема в виде оттока квалифицированных специалистов и рабочих рук из Украины.
Депопуляция Украины, усугубляемая эмиграцией, достигла таких масштабов, что об этом высказался недавно в своем Facebook даже провластный политтехнолог Березовец — по его мнению, «депопуляция станет проблемой №?1 для Украины», а решать ее придется «завозом работников из стран СНГ и Юго-Восточной Азии».
Проводимые антисоциальные реформы, вынуждающие граждан Украины искать лучшую долю за рубежом, вполне объяснимы и связаны не только с резким сужением «кормовой базы»: внешними центрами силы Украина рассматривается как большой резервуар дешевой рабочей силы, которая в конечном итоге должна снижать издержки на оплату труда на общеевропейском рынке. Сейчас, по оценкам экспертов, за рубежом живут и работают порядка 7 млн. украинцев, а на подконтрольной Киеву территории осталось, по самым оптимистичным оценкам, 35 млн. человек.
В лидерах эмиграции традиционно находятся регионы Западной Украины. Обесценивание национальной валюты на Украине после Майдана резко усугубило существовавшую разницу в заработных платах с соседними странами ЕС. Такое положение дел привело к тому, что на Западной Украине уже стало проблематично найти толковую строительную бригаду и квалифицированный медицинский персонал. Строители традиционно ездят и в «страну-агрессор»: поезд Львов-Москва в первом полугодии 2017 года стал лидером по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в РФ (87,2 тыс. пассажиров на выезд и 87,3 тыс. на въезд). Также немало украинских строителей можно встретить в Португалии, Италии, Чехии, Израиле.
А проблема нехватки врачей ощущается уже в Киеве, где, по оценке профсоюзов, зафиксирован дефицит в 3,5 тыс. врачей. Даже в воюющей Ливии сегодня продолжают трудиться около одной тысячи врачей из Украины. Пытается переманивать украинских квалифицированных медиков и Белоруссия — тамошние власти обещают обеспечить украинцев жильем и зарплатой в $ 350. В конце 2016 года белорусский посол на Украине Игорь Сокол заявил, что с 2014 в Белоруссию перебрались 160 тыс. украинцев.
Главным бенефициаром схлопывания украинской экономики стала Польша, которая поддерживает собственный экономический рост за счет дешевой рабсилы, замещающей поляков, уехавших в страны Западной и Северной Европы (кроме того, ссылаясь на наплыв украинцев, Польша наотрез отказывается принимать африканских и ближневосточных беженцев).
Только за 2016 год Варшава выдала украинцам 120 тысяч постоянных разрешений на работу и более 1,3 млн. временных; с получением Украиной «безвиза» Польша и Венгрия существенно упростили процесс получения разрешений на временные работы (до 90 дней). По данным Польского союза предпринимателей и работодателей, Польше для роста ВВП необходимо дополнительно 5 млн. человек в течение следующих 20 лет. Большинство украинцев заполняют вакансии на рынке неквалифицированного труда — в аграрном, строительном, логистическом секторах. Однако даже неквалифицированные работники получают не менее 500 евро в месяц, что почти в два с половиной раза выше средней заработной платы на Украине.
Наряду с Польшей украинцы являются наибольшей «трудовой диаспорой» в Чехии и Литве, постепенно увеличивается количество украинских «заробитчан» в Эстонии. Но Эстония, вероятнее всего, для украинских гастарбайтеров является лишь временным пристанищем на пути в более развитые страны Северной Европы. В августе широкий резонанс получила история о том, как украинская пресса вместе с дипломатами искали потерявшихся в Финляндии граждан Украины: исчезнувшие 37 человек были не туристами, а сезонными рабочими, которые отправились в Суоми на сбор ягод (все завершилось благополучно).
Отметим, что объем денежных перечислений на Украину с использованием систем перевода средств в январе-сентябре 2017 составил $ 1,5 млрд. чистыми (т.е. с поправкой на переводы из Украины); еще минимум несколько сотен миллионов «твердой» валюты украинские гастарбайтеры привезли наличными — все это смягчает острейшую социально-экономическую ситуацию в стране. Но с течением времени объемы валютных переводов уменьшаются, ведь украинцы в последнее время предпочитают перебираться за границу целыми семьями.
Покидают Украину и высококвалифицированные кадры ввиду превращения страны в «аграрную сверхдержаву» имени экс-посла США в Киева Джеффри Пайетта. Пожалуй, наиболее известным случаем стал переезд в Азербайджан бывшего главного конструктора АНТК «Антонов» Дмитрия Кивы. А специалистов в сфере ВПК подбирает Россия — к примеру, в конце 2016 Дмитрий Рогозин лично вручил российский паспорт украинскому ученому Игорю Гашененко. Также Рогозин заявлял, что Россия готова приютить украинских авиаконструкторов, пообещав обеспечить их всеми необходимыми условиями.
В украинских инженерах-химиках, помимо РФ, заинтересованы даже в Алжире. Флагман украинского химпрома — Одесский припортовый завод (производство минеральных удобрений и перевалка аммиака) — работает с большими перебоями, потому специалисты покидают город Южный. В частности, в Алжире им предлагают порядка $ 2 тыс. в месяц против $ 300?400 на Украине.
Постепенно разъезжаются программисты — хотя, казалось бы, представители данной профессии не «привязаны» к конкретному месту жительства и работы. Дело в том, что IT-компании в последние годы подвергаются серьезному давлению со стороны силовых структур, что вынуждает их владельцев перевозить персонал в соседние страны. Ежегодно Украину покидают 5?6 тысяч специалистов IT-сферы.
Возникает логичный вопрос — теоретически высокотехнологическую промышленность можно восстановить, но останутся ли в стране необходимые кадры для работы на них?
На какой цифре стабилизируется численность населения Украины и когда прекратится трудовая миграция — ответить на этот вопрос однозначно невозможно. Потенциал депопуляции Украине еще отнюдь не исчерпан.
Украина
Денис Гаевский
Фото: Константин Сазончик/ТАСС