Второй по значению украинский корабль команда вынуждена поддерживать на плаву за свой счет
Команда украинского корвета "Винница" вынуждена скидываться на ремонт своего плавсредства, пишет украинское издание Gazeta.ua.
В настоящий момент судно пришвартовано в Одессе и не способно выходить в море. По словам его командира Алексея Мельника, корвет нуждается в сварке корпуса и ремонте всего оборудования. Пока "Винница" ожидает часа своего ремонта, его экипаж на собственные средства красит и латает поржавевший корпус.
Зачем Россия вернула "Винницу" Украине?
Корвет "Винница" - единственный корабль ВМСУ подобного типа, который Россия вернула Украине весной 2014 года после воссоединения с Крымом. Напомним, что после общекрымского референдума, на котором 96% жителей полуострова высказались за присоединение к России, на базировавшихся в Севастополе и Новоозерном украинских кораблях были подняты Андреевские флаги, а большинство членов их экипажей предпочли продолжить дальнейшую службу в ВМФ России. Среди них был и командир корвета "Винница", капитан 3-го ранга Сергей Заугольников.
В апреле 2014 года, когда события в Донбассе еще не приобрели кровавого оттенка и не достигли точки невозврата, Россия вернула Украине пять из четырнадцати взятых под контроль бывших боевых кораблей ВМСУ. Среди них был и корвет "Винница", который отбуксировали из Новоозерного в Одессу.
Как пишет в своей книге "Крым-2014. Как это было?" военный историк Александр Широкорад, примечание "возвращен РФ" означает, что "перед возвращением кораблей на них с помощью лома и кувалды было варварски уничтожено все, что нельзя снять, открутить и унести". Не совсем понятно, правда, что могло вызвать интерес на плавсредстве, которому уже стукнуло 40 лет и которое представляет ценность разве что в качестве металлолома. Достаточно отметить, что аналогичные корабли проекта 1124П, которые в ВМФ СССР обозначались как ПСКР (пограничный сторожевой корабль), были списаны в большинстве своем еще в 1990-е годы.
Из пограничников в военные моряки
Судьба же "Винницы" сложилась иначе. Построен этот корабль был на Зеленодольском судостроительном заводе в Татарстане и спущен на воду в 1976 году под названием "Днепр". Тогда же он был включен в состав дислоцировавшейся в Балаклаве 5-й отдельной бригады пограничных сторожевых кораблей Западного погранотряда Пограничных войск КГБ СССР и принимал участие в охране морских рубежей Советского Союза.
Вместе с "Днепром" нес службу в советских погранвойсках и однотипный корабль "Измаил", который был младше своего собрата на четыре года. После распада Советского Союза "Днепр" и "Измаил" оказались в составе пограничной службы новорожденного государственного образования (а точнее недоразумения) под названием "Украина". Немного поучаствовав в борьбе с браконьерами и нарушителями морских рубежей Незалежной, оба корабля были переданы в новообразованные военно-морские силы Украины (ВМСУ), которые в то время формировались за счет раздела некогда могучего Черноморского флота СССР. В ВМСУ "Днепр" и "Измаил" были переквалифицированы в корветы и переименованы в "Винницу" и "Чернигов" соответственно.
Однако век "Чернигова" оказался недолог. В 2005 году из-за отсутствия средств на ремонт его списали. "Винница" же продолжала службу до 2007 года, когда из-за бури на корабле был поврежден форштевень, и его отправили на ремонт. С тех пор в море он больше не выходил. Собирать средства на приведение его в боевую готовность пришлось всем миром. Так, в 2010 году осуществляющее шефство над кораблем правительство Винницкой области выделило на его ремонт около 250 тысяч гривен (около 1 миллиона рублей по тому курсу), но этих средств явно не хватало. В итоге он так и простоял в Новоозерном до Русской весны 2014 года.
Незавидная судьба корвета с княжеским происхождением
Стоит добавить, что в настоящее время повторное введение в строй корвета "Винница" находится под большим вопросом. Как из-за отсутствия средств на его капитальный ремонт, так и по причине его старости. Примечательно, что списание корвета планировалось на 2018 год. Именно в следующем году планируется введение в строй совершенно нового перспективного корвета "Винница", который вот уже шесть лет строится на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве. Правда, до сентября 2016 года этот корабль носил название "Владимир Великий", но из-за явных ассоциаций с самым популярным президентом на Украине, который непременно оказывается главным виновником всех бед и зрад свидомого террариума, корвет переименовали в "Винницу". Правда, многие эксперты подвергают вполне обоснованным сомнениям возможность введения в строй "Винницы" (той, что "Владимир Великий") уже в следующем году. Причина банальна и проста: денег на то, чтобы довести его до ума, нет и не предвидится, да и целесообразность выделения на него средств под большим вопросом, за исключением разве что пиар-составляющей. Впрочем, Порошенко пока хватает пиара и на артиллерийских катерах "Гюрза-М", строительство которых на бывшем киевском заводе "Ленинская кузница" приносит ему неплохой гешефт.
Таким образом, Украина на сегодняшний день имеет целых два корабля с одинаковым названием "Винница". Один скоро сгниет от старости, а другой, скорее всего, через некоторое время продадут на металл, как и еще один долгострой - ракетный крейсер "Украина" (бывший "Адмирал флота Лобов"), заложенный еще в доперестроечные времена. В 2017 году его наконец-то окончательно решили продать. Однако покупатель на ржавое украинское барахло пока не нашелся.
Отметим, что и другие остающиеся в составе ВМСУ некогда боевые корабли по своему техническому состоянию способны разве что имитировать факт своего наличия и демонстрацию жовто-блакитного прапора. Это касается как и возвращенных Россией из Крыма среднего десантного корабля "Кировоград" (в июле 2016 года "декоммунизирован" и переименован в "Юрия Олефиренко" - в честь погибшего в Донбассе руководителя 73-го морского центра специального назначения ВМСУ), ракетного катера "Прилуки", рейдового тральщика "Геническ" и корабля управления "Донбасс", так и остающихся под контролем России девяти боевых кораблей (среди которых и почти однотипные "Виннице", относительно новые корветы "Луцк" и "Тернополь"). К слову, Москва неоднократно заявляла свою позицию по украинским кораблям: они будут возвращены Киеву в случае мирного урегулирования конфликта в Донбассе.
Впрочем, такового в ближайшей перспективе ожидать не стоит.