Очередные стоны Украины про разбазаренное наследство, которое осталось от проклятого совка и которое так умело разворовали современные украинские гетманы.
Статья вышла на украинском информационном ресурсе ОПК( Оборонно-Промышленный Курьер). Текст оставлен без изменений.
Мантры и ритуальные песнопения украинских политиков разного уровня в духе «броня крепка и танки наши быстры» давно стали рутиной. «Наисильнейшая армия на континенте» в преисполненных пафоса речах государственных мужей то за две недели сокрушает противника в пределах украинских границ, а то и двигается дальше…
Тем временем существующие в параллельной истинной реальности ВСУ, действительно прошедшие за три года огромный путь – скорее вопреки, чем благодаря политикам, – сегодня стараниями популистов в высоких кабинетах оказались перед реальной угрозой оказаться без боеприпасов. Если по ряду направлений перевооружения действительно стоит отметить существенный прогресс, то перспективы боеприпасного голода все яснее проступают перед украинской армией. В условиях, когда война свелась к периодическому обмену артиллерийскими ударами и ожесточёнными перестрелками, уже через несколько лет очередное «прекращение огня» может стать для ВСУ вынужденным.
До войны потребности ВСУ в стрелковых боеприпасах преимущественно обеспечивались советскими запасами и Луганским патронным заводом, с мая 2014 года находящимся под контролем самопровозглашённой ЛНР. При этом, в условиях мирного времени 100% продукции завода уходили на экспорт, однако возможность поставок для силовых структур все же имелась. Ситуация сложилась так, что силовые структуры Украины практически с первых месяцев конфликта лишились единственного предприятия, способного производить необходимые боеприпасы. Причем, многие трезвые умы убеждены, что территории утрачены надолго, а производства в Луганске Украине в обозримом будущем не видать, и государству необходимо создавать новое.
Осознание этих реалий руководством Украины на словах произошло достаточно быстро. Уже осенью 2014 года гендиректор концерна «Укроборонпром» Роман Романов анонсировал планы «Укроборонпрома» «в течение двух лет построить современный завод по производству снарядов и патронов». Также Романов заявил, что переговоры о создании предприятия по выпуску боеприпасов ведутся «по меньшей мере, с шестью компаниями».
Казалось бы, понимание остроты вопроса присутствует, и решение принято. Однако, как и в случае со многими другими инициативами, вопрос строительства нового патронного завода из реальной плоскости быстро перешёл в категорию циклически разгорающихся и затухающих слухов, обещаний и голословной политической болтовни.
Минул еще бесплодный год ожиданий. И в сентябре 2015 г. замдиректора госконцерна «Укроборонпром» Сергей Пинькас рассказал в интервью Forbes, что «Укроборонпром» продвинулся в переговорах о создании нового патронного завода «с участием западных партнеров.» Так же он добавил: «мы ведем подготовку к реализации инвестпроекта по строительству нового патронного завода, там уже будет диверсификация: и советские, и натовские патроны. У нас уже есть на руках инвестпредложение по такому заводу стоимостью несколько миллионов евро».
6 октября 2015 г. «Обозреватель» опубликовал эксклюзивное интервью с Павлом Барбулом, главой «Спецтехноэкспорта», дочернего предприятия «Укроборонпрома». Как заявил тогда Барбул, «Спецтехноэкспорту» удалось достичь предварительного согласия иностранных компаний на строительство новых заводов в Украине. Потенциальной новой площадкой по созданию патронов и снарядов в Украине назывался Шосткинский казенный завод «Звезда».
К осени 2015-го подключилась «тяжёлая политическая артиллерия»: на встрече тогдашнего премьер-министра Украины Арсения Яценюка с руководящим составом Главного управления Национальной гвардии Украины глава правительства анонсировал открытие линии боеприпасов к стрелковому оружию в 2016 году. Заверив, что уже разработано несколько проектов патронного производства, и их стоимость от 20 до 200 млн долл. В том же 2015 году появилась новая симптоматическая информация: на закрытом заседании в штаб-квартире НАТО поднимался вопрос строительства в Украине нового производства боеприпасов взамен утраченного. Причем, подчеркивалось, что «НАТО выбирает среди стран-партнеров компанию, которая построит такой завод» (в Украине).
В дальнейшем различные заявления на «патронную» тему исправно впускались в эфир различными чиновниками и политиками. Особенно любопытным можно назвать заявление председателя парламентского Комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Сергея Пашинского от 6 октября 2016 года, когда, по сообщению портала «Хвиля», на круглом столе в Институте Горшенина, Пашинский вдруг заявил: «Вооруженным Силам Украины патронный завод не нужен», потому что Вооруженные Силы Украины в ближайшие годы патроны заказывать не будут. При этом Пашинский сослался на довоенный опыт работы Луганского патронного завода: «Так вот объясняю: Луганский патронный завод, который был на территории Украины, 100% своей продукции отправлял на экспорт. Рынка сбыта внутри Украины не было». Удивительное заявление Пашинского подтвердил заместитель генерального директора ГК «Укроборонпром» Владимир Коробов, но деловито добавил, что концерн готов приступить к постройке патронного завода, если будет принято соответствующее решение и выделены необходимые средства. Интересно, что резонансное заявление народного депутата Сергея Пашинского совпало с его заявлением об отставке с должности главы набсовета «Укроборонпрома», которую он занимал с 17 марта 2014 года.
Год за годом слухи о возможном строительстве нового патронного завода продолжали циркулировать в украинском информпространстве, но амплитуда этих сотрясений эфира постепенно снижалась. Выработав весь ресурс политического пиара на этой теме, чиновники умолкли, предпочитая «отстреливаться» короткими туманными комментариями, и новый патронный завод стал походить на выдающиеся украинские фантомы прошлого, вроде пресловутой «Стены», или создания собственного боевого самолета. Однако 31 мая 2017 года в ходе круглого стола по проблемам перевооружения ВСУ, организованного «Лигой оборонных предприятий Украины», прозвучал ряд новых заявлений на тему удручающей ситуации с боеприпасами.
Прежде всего, любопытную информацию озвучил Валерий Павлюков – президент компании «Таско», сообщив, что в Украине уже готово два цеха завода по производству боеприпасов. По его словам, строительством предприятия собственными силами, без поддержки государства, занимается корпорация «Таско», которая объединила более 25 предприятий ВПК и конструкторских бюро. «Мы сейчас строим завод по производству боеприпасов, уже 10 лет строим. Полностью за собственные оборотные средства. Мы только сейчас сдали несколько цехов, на которых можем производить боеприпасы. До этого мы занимались ремонтом на арендованных площадках», — заявил президент корпорации Валерий Павлюков.
Президент компании «Таско» добавил, что сейчас корпорация занимается артиллерийскими боеприпасами. По его словам, в Украине комплексного производства боеприпасов до сих пор нет, а во времена СССР существовали лишь «разрозненные элементы». Промышленник указал на важность именно массового производства боеприпасов. «Только массовое производство дает возможность снизить цену для собственного внутреннего рынка и обеспечить конкурентоспособность на внешнем рынке», — отметил Павлюков. При этом небезынтересно мнение руководителя частной корпорации о военно-технической политике государства. Так, Павлюков уверен, что сейчас в сфере производства боеприпасов в Украине существует много искусственных препятствий, которые, мягко говоря, не способствуют ее развитию.
«У нас все зажато. Возможности экспорта дают только пяти предприятиям, которые входят в «Укроборонпром». И если раньше это было 3% комиссионных, то сейчас это 11-13% и выше. Ни одна фирма, нормальный производитель вооружения, не сможет выйти на рынок, конкурировать, если с нее будут брать такие поборы», — заявил Павлюков. А затем проинформировал, что сейчас вопросом номер один в этой и других областях оборонной промышленности является «предоставление возможности предприятиям частного сектора самым реализовывать свою продукцию и самым закупать комплектующие и материалы. В таком случае мы сможем однозначно увеличить выпуск за счет массовости. Будет возможность вкладывать деньги в развитие производства».
Затем печальные и угрожающие перспективы Украины при сохранении нынешнего подхода к обеспечению войск боеприпасами очертил Александр Калачев, технический директор частной компании «Стилетто Украина» (STILETTO SYSTEMS LTD). Кстати, разработчик и производитель боеприпасов нового поколения, чья продукция в инициативном порядке уже передавалась украинским силовым структурам, уже подробно рассказывал о своей деятельности (https://defence-ua.com/index.php/statti/1374-serebryanaya-pulya-ot-kompanii-stiletto-ukraina). Так вот, по словам Калачева, за три года конфликта государство практически ничего не сделало по данному направлению. Даже предварительные действия, такие как тендер на строительство патронного завода, продолжают находиться в тумане неопределённости. Тем временем Украина продолжает использовать запасы, созданные во времена СССР, со всеми вытекающими последствиями в виде морального и физического устаревания. Калачёв подчеркнул: стрелковые боеприпасы, состоящие на вооружении ВСУ, не отвечают современным требованиями и, с учётом постоянного совершенствования средств индивидуальной защиты противника, вполне могут в скором будущем стать практически бесполезными в боевых столкновениях.
«При нынешней интенсивности конфликта патронов ВСУ хватит года на два. Но уже сегодня тем, что есть на вооружении, нанести серьёзный урон противнику в современной российской экипировке весьма проблематично. Через два года Украина окажется лицом к лицу с необходимостью закупки боеприпасов за границей – прежде всего, в Литве и Казахстане».
Тем временем выяснилось, что в Казахстане компания «Стилетто» завершает строительство первой линии завода по производству боеприпасов стоимостью 25 млн долл. Тендер по этому проекту компания выиграла в 2016 году, а запущен он был несколькими годами ранее. То есть, весь процесс происходил практически синхронно с бесконечной, бессмысленной и беспощадной политической «говорильней» в Украине, которая так и не вывела воюющую страну даже на подходы к решениюострейшей военной проблемы.
Показательно, что Калачёв подверг резкой критике ситуацию с украинским тендером, и конкретно госконцерн «Укроборонпром»: «Мы с 2014 года продвигаем тендер на строительство патронного завода в Украине. Но нас никто не слышит. В «Укроборонпроме» не с кем разговаривать – там нет специалистов». По словам Калачёва, «Укроборонпром» потенциально мог бы стать координирующим органом на рынке вооружений, которого сейчас, по общему заключению участников круглого стола, остро не хватает отрасли. Также представитель «Стилетто» отметил необходимость объединения разрозненных частных производителей в единую структуру – такую, как «Лига оборонных предприятий». Калачёв подчеркнул роль консолидации усилии в продвижении нужных инициатив: «Одних нас не слышат, но вместе наш голос звучит громче».
Впрочем, определённую черту под обсуждением вопроса боеприпасного производства на том же круглом столе подвёл заместитель министра экономического развития и торговли Юрий Бровченко, заверив, что тендер на строительство патронного завода пройдёт в 2018 году.
После многолетних пустых разговоров особых оснований доверять очередному анонсу нет. Если процесс удастся сдвинуть с мёртвой точки, пусть и в следующем году, ситуацию можно переломить – лучше поздно, чем никогда. А пока украинская армия, под аккомпанемент бравурных речей политиков а ля «От тайги до Британских морей…» продолжает расходовать накопленное за десятилетия существования армии советской. Мощности производства, в частном порядке созданного компанией «Таско», вряд ли способны удовлетворить потребности Вооружённых Сил Украины, особенно в случае эскалации на фронте. И всё более реальной становится перспектива закупок за рубежом – в том числе и в Казахстане, государстве-союзнике РФ, которое в мирной обстановке успело пройти весь путь от принятия политических решений до запуска производства, пока в Украине занимались разговорами и политическим пиаром. Или в Азербайджане, который тоже путем выверенного вложения инвестиций, освоил собственное производство патронов.
Парадоксальным образом, в заявлении Сергея Пашинского о ненужности патронного завода есть зерно истины, если трактовать его следующим образом: Украине не нужно дорогостоящее возрождение Луганского патронного завода на новом месте в прежнем виде государственного предприятия. Опыт выживания патронных заводов в странах бывшего СССР показывает, что лишь широкое участие частного бизнеса, изначальной ориентации части производства на выпуск коммерческой продукции для гражданского рынка и на экспорт. Как кажется, в подобном проекте главную роль должны сыграть именно частные предприятия, подобные «Таско» и «Стилетто», обладающие необходимым опытом и технологиями, при всесторонней поддержке государства, устраняющего ненужные препятствия и обеспечивающего эффективную координацию и контроль качества. В случае быстрого устранения существующих сегодня преград государственно-частного партнёрстве в оборонной сфере худшего сценария удастся избежать. В противном случае уже совсем скоро Украина получит очередной сегмент сферы безопасности, критически зависимый от внешних поставок.