«Зеркального мира» (Mirrorworld) в полной мере еще не существует, но он появится. Однажды, каждое место и вещь в реальном мире — каждая улица, фонарный столб, здание и комната — будут иметь своего полноразмерного цифрового близнеца в зеркально мире. Сейчас крошечные фрагменты этого зеркального мира можно увидеть при помощи устройств дополненной реальности (AR). Постепенно эти виртуальные фрагменты будут сшиваться между собой, обзаводясь выделенным постоянным местом в параллельном мире.
Писатель Хорхе Луис Борхес вообразил карту, которая по размерам будет точно соответствовать территории, которую она представляет. «Со временем», писал Борхес, «гильдия картографов создала карту империи, размер которой точной соответствовал размеру империи и совпадал с ней в каждой точке». Сейчас мы строим такую карту в масштабе 1:1, практически невообразимых размеров, и эта карта — этот мир — станет следующей грандиозной цифровой платформой.
Google Earth давно дает подсказки к тому, как будет выглядеть этот зеркальный мир. Современный писатель уже сейчас может открыть Google Earth и оказаться там, где никогда не бывал — чтобы перенести этот опыт в книгу. Это грубая версия зеркального мира.
И он уже строится. Глубоко в исследовательских лабораториях технологических компаний по всему миру ученые и инженеры стремятся создать виртуальные места, которые накладываются поверх реально существующих. Что важно, эти возникающие цифровые ландшафты будут казаться абсолютно реальными; они будут демонстрировать то, что архитекторы называют place-ness, то есть создавать иллюзию реального места. Но в зеркальном мире виртуальное здание будет обладать объемом, виртуальное кресло — текстурами, а виртуальная улица — слоями текстур, промежутков, включений, которые вкупе будут давать ощущение «улицы».
Зеркальный мир, или mirrorworld, это термин, впервые популяризированный Йельским ученым-информатиком Дэвидом Гелернтнером. Он отражает не только внешний вид чего-то, но и контекст, значение и функцию. Мы будем взаимодействовать с этим чем-то, манипулировать им, ощущать его так, как и в реальном мире.
Сперва зеркальный мир предстанет перед нами как слой информации с высоким разрешением, наложенной на реальный мир. Мы сможем увидеть виртуальную бирку с именем, плавающую над людьми, с которыми мы раньше встречались. Возможно, синяя стрелка будет указывать нам, где нужно повернуть. Или полезные аннотации, прикрепленные к достопримечательности (в отличие от плотно зашторенных очков виртуальной реальности, очки дополненной реальности будут демонстрировать прозрачный слой).
В конце концов мы сможем искать физические места так же, как ищем текст: «Найди мне все места, где скамейка в парке стоит с видом на восход солнца над рекой». Мы будем связывать объекты в сеть физического, оставлять физические ссылки, будто оставляем ссылки в словах, производя удивительные и новые продукты.
У зеркального мира будут свои причуды и сюрпризы. Его любопытная двойственная природа, объединяющая реальное и виртуальное, позволит создавать немыслимые игры и развлечения. Pokémon Go дает лишь намек на практически неограниченные возможности для исследования этой платформы.
Эти примеры — простые и элементарные, эквивалентные нашим самым ранним, неубедительным догадкам о том, каким будет Интернет сразу после его появления — начинающий Compu-Serve, ранний AOL. Настоящая ценность этой работы проявится в результате триллиона неожиданных комбинаций всех этих примитивных элементов.
Первой большой технологической платформой была Сеть, которая оцифровала информацию, передала знания алгоритмам; королем стала Google. Второй большой платформой стали социальные сети, работающие в основном на мобильных телефонах. Они оцифровали людей и передали алгоритмам поведение и отношения людей; правят ими Facebook и WeChat.
Сейчас мы наблюдаем зарождение третьей платформы, которая оцифрует остальной мир. На этой платформе все вещи и места будут машинными — считываемыми, во власти алгоритмов. Кто бы ни возглавил правление этой великой третьей платформой, он станет богатейшим и влиятельнейшим среди людей и компаний за всю историю, равно как и правители двух других платформ. Также, как и предшественники, эта новая платформа высвободит тысячи новых компаний в своей экосистеме, и породит миллион новых идей — и проблем — которые не были возможны до того, как машины научились читать мир.
Проявления зеркального мира — повсюду вокруг нас. Возможно, лучше всего доказала возможность брака между виртуальным и физическим игра Pokémon Go, которая превратила явно виртуальных персонажей в сногсшибательную реальность на открытом воздухе. В 2016 году весь мир увлекся погоней за героями мультфильмов в местных парках.
Альфа-версия зеркального мира в виде Pokémon Go была принята сотнями миллионов игроков по крайней мере в 153 странах. Niantic, которая создала Pokémon Go, была основана Джоном Ханке, который ранее работал над ранними версиями Google Earth. Сегодня штаб-квартира Nianitc находится на втором этаже Ferry Building в Сан-Франциско. Через окна от пола до потолка можно увидеть мыс и далекие холмы. Офисы переполнены игрушками и головоломками, включая тщательно продуманный квеструм с лодками.
Ханке говорит, что, несмотря на множество других возможностей, которые открывает дополненная реальность, Niantic продолжит работать над играми и картами, как над лучшими способами использования этой новой технологии. В играх рождаются новые технологии, там же и оттачиваются: «Если вы можете решить проблему для геймера, вы сможете решить ее для всех остальных», добавляет Ханке.
Но игры — не единственный контекст, в котором появляются осколки зеркального мира. Microsoft, еще один крупный игрок в сфере дополненной реальности, кроме Magic Leap, производит устройства HoloLens с 2016 года. HoloLens — это прозрачные очки, которые крепятся к голове. После включения и загрузки HoloLens отображает комнату, в которой вы находитесь. Затем, при помощи рук, вы можете управлять пунктами всплывающих перед вами меню, выбирая, какие приложения или программы загружать. Один из вариантов — повесить виртуальные экраны — перед собой.
Видение Microsoft на тему HoloLens простое: это офис будущего. Где бы вы ни находились, вы можете вставить столько экранов, сколько хотите, и работать оттуда. По данным венчурной компании Emergence, «80 процентов рабочей силы в мире не имеет рабочих столов». Среди этих работников есть и те, которые сейчас используют HoloLens на заводах и фабриках, создают трехмерные модели и проходят обучение. Недавно Tesla подала заявку на два патента на использование AR в заводском производстве. Логистическая компания Trimble делает сертифицированные каски со встроенным HoloLens.
В 2018 году армия США объявила, что приобретает до 100 000 модернизированных моделей гарнитуры HoloLens для совершенно не предназначенной для обычных заводов работы: чтобы оказываться на шаг вперед врагов на поле боя и «увеличить летальность». Вероятнее всего, вы наденете гарнитуру HoloLens скорее на работе, чем дома. Даже Google Glass постепенно прокладывает себе путь на заводы и фабрики.
В зеркальном мире у всего будет свой близнец. Инженеры NASA впервые применили эту концепцию в 1960-х годах. Сохраняя дубликат любой машины, которая отправляется в космос, они могли бы устранять неисправность любого компонента, когда основной инструмент находится за много тысяч километров. Эти близнецы постепенно превратились в компьютерные модели — цифровых близнецов.
General Electric, одна из крупнейших компаний в мире, производит чрезвычайно сложные машины, которые могут убивать людей в случае отказа: генераторы электроэнергии, атомные реакторы для подводных лодок, системы управления нефтеперерабатывающим заводов, реактивные турбины. Для проектирования, строительства и эксплуатации этих больших приспособлений, GE позаимствовала идею у NASA: она создает цифровых близнецов каждой машины. Реактивная турбина с серийным номером E174, например, может иметь братишку — тоже E174. Каждая из ее частей может быть пространственно представлена в трех измерениях и размещена в соответствующем виртуальном местоположении. В ближайшем будущем такие цифровые близнецы могут по сути стать динамическими цифровыми симуляторами двигателя. Но такой полноценный, трехмерный цифровой близнец — это не просто электронная модель. В нем воплощены объем, размер и текстура — как в аватаре.
В 2016 году GE превратилась в «цифровую промышленную компанию», которую она сама определяет как «слияние физического и цифрового миров». Это еще один способ заявить, что она строит зеркальный мир. Цифровые близнецы уже повысили надежность промышленных процессов, которые используют машины GE, таких как переработка нефти или производство оборудования.
Microsoft, со своей стороны, расширила представление о «цифровых близнецах» от объектов до целых систем. Компания использует ИИ «для создания иммерсивной виртуальной копии происходящего по всему заводскому цеху». Как будет лучше починить огромного шестиосного робота-мельницу, если не наложить поверх него машину, точную цифровую копию, с помощью AR? Техник-ремонтник увидит виртуального призрака, лежащего поверх настоящего робота. Изучит виртуальное наложение, чтобы увидеть возможные неисправные детали. Специалист из штаб-квартиры сможет подключиться к ремонтнику и направить его руки в нужное русло.
Однажды у всего появится свой цифровой двойник. Это происходит быстрее, чем вы могли бы подумать. Продавец товаров для дома Wayfair отображает множество миллионов продуктов в своем онлайн-каталоге, но не все изображения сделаны на фотостудии. Вместо этого Wayfair обнаружила, что будет дешевле создать трехмерную фотореалистичную компьютерную модель для каждого предмета. Нужно очень внимательно вглядеться в кухонный смеситель на сайте Wayfair, чтобы понять, что он виртуальный. Просматривая веб-сайт компании сегодня, вы вглядываетесь в зеркальный мир.
Теперь Wayfair выпускает эти цифровые объекты в дикий мир. «Мы хотим, чтобы вы покупали из дома, из вашего дома», говорит соучредитель Wayfair Стив Конин. Компания выпустила приложение AR, которое использует камеру телефона для создания цифровой версии интерьера. Затем приложение размещает трехмерный объект в комнате и закрепляет его даже если вы двигаетесь. Поглядывая на телефон, вы можете обойти виртуальную мебель, наблюдать иллюзию трехмерной обстановки. Поместите виртуальный диван в свое логово, рассмотрите его с разных сторон, замените ткань и обивку. Вы увидите практически то, что получите.
Когда покупатели пробуют такой сервис дома, они «в 11 раз вероятнее покупают», говорит Салли Хуанг, разработчик подобного приложения для Houzz. Ори Инбар, венчурный инвестор в AR, называет это «перемещением интернета с экранов в реальный мир».
Для того, чтобы зеркальный мир полностью подключился к Сети, нам нужно не просто, чтобы у всего был цифровой двойник; нам нужно построить трехмерную модель физической реальности, в которой эти близнецы будут размещаться. Потребители по большей части будут делать это сами: когда кто-то смотрит на сцену через устройство, в частности носимые очки, крошечные встроенные камеры будут отображать карту увиденного. Камеры будут захватывать только частички пикселей, но им много не нужно. А вот искусственный интеллект — в устройстве, в облаках, и в том, и в другом — будет извлекать из этих пикселей смысл; он будет определять, где вы находитесь, и в то же время оценивать местоположение. Технический термин для этого — SLAM (simultaneous localization and mapping), и все это уже происходит.
Например, стартап 6D.ai построил платформу для разработки приложений дополненной реальности, которые могут распознавать крупные объекты в режиме реального времени. Если взять одно из таких приложений и сделать снимок улицы, оно распознает каждый автомобиль как отдельный объект-автомобиль, каждый фонарь — как высокий объект, обособленный от ближайших объектов-деревьев, а витрины — как плоские предметы за автомобилями. И мы обретет осмысленный порядок.
И этот порядок будет непрерывным и связанным. В зеркальном мире объекты будут существовать относительно других вещей. Цифровые окна будут существовать в контексте цифровой стены. Вместо соединений, генерируемых микросхемами и пропускной способностью, связи будут контекстными, генерируемыми ИИ. Зеркальный мир, таким образом, создаст долгожданный интернет вещей.
Другое приложение на телефоне, Google Lens, также может различать отдельные объекты. Оно достаточно умное, чтобы определить породу собаки, дизайн рубашки или вид растения. Вскоре эти функции будут интегрированы. Когда вы посмотрите на свою гостиную через волшебные очки, система соберет все по частям, информируя вас о том, что на стене есть гравюра в рамке и обои с четырьмя цветами, а в вазе белые розы. На полу старинный персидский ковер, к нему отлично подойдет новый диван. Основываясь на цветах и стилях мебели, уже имеющейся в комнате, приложение порекомендует конкретный цвет и стиль дивана. Вам понравится. А вот эту вот лампу не возьмете?
Дополненная реальность — это технология, лежащая в основе зеркального мира; это неуклюжиый новорожденный, который превратится в гиганта. «Зеркальные миры погружают вас, не меняя пол под ногами. Вы все еще присутствуете, но в другой плоскости реальности. Будто Фродо, надевающий свое кольцо. Вместо того, чтобы отрезать вас от мира, они формируют новые связи с ним», пишет Кейичи Мацуда, бывший креативный директор Leap Motion, компании, разрабатывающей технологию жестов для дополненной реальности.
Полный расцвет зеркального мира ждет появления дешевых и всегда активных носимых очков. Ходят слухи о том, что одна из крупнейших технологических компаний может разрабатывать именно такой продукт. Apple работает в сфере дополненной реальности и недавно приобрела стартап под названием Akonia Holographics, который специализируется на тонких, прозрачных линзах «умных очков». «Дополненная реальность изменит все», сказал CEO Apple Тим Кук во время телефонного разговора в конце 2017 года. «Я думаю, она глубока, и думаю что Apple занимает уникальную позицию, чтобы возглавить эту область».
Но не обязательно использовать очки дополненной реальности; вы можете задействовать практически любое устройство. Можно сделать это с помощью телефона Pixel от Google, но без обременяющих 3D-очков. Даже сейчас носимые устройства вроде часов или умной одежды могут выявлять протозеркальный мир и взаимодействовать с ним.
Все, что подключено к Интернету, будет взаимодействовать с зеркальным миром. И все, что связано с зеркальным миром, увидит и будет увидено всем остальным в этой взаимосвязанной среде. Часы обнаружат стулья; стулья будут работать с электронными таблицами; очки найдут часы даже под рукавом; планшеты увидят внутреннюю часть турбины; турбины увидят рабочих вокруг себя.
Возникновение огромного зеркального мира будет частично зависеть от фундаментального сдвига, происходящего сейчас, прочь от телефонно-ориентированной жизни к технологии, которой уже два столетия: камере. Чтобы воссоздать карту размером с земной шар — в 3D, не меньше — вам понадобится фотографировать все места и вещи под любым возможным углом, постоянно, а значит планета должна быть заполнена камерами, которые всегда включены.
Мы делаем эту распределенную, всевидящую сеть камер, уменьшая их до точечных электрических зрачков, которые можно наставить куда угодно и как угодно. Подобно компьютерным чипам до них, камеры становятся лучше, дешевле и меньше с каждым годом. У вас в телефоне может быть парочка; еще парочка — в автомобиле. На дверном глазке у некоторых камера. Большинство из этих новообразованных искусственных глаз будут у нас перед глазами, на очках или в контактных линзах, так что куда мы, люди, будем смотреть, там и будет происходить съемка.
Тяжелые частички в камерах будут продолжать замещаться частичками невесомого программного обеспечения, сжимая их в микроскопические точки, сканирующие окружающую среду 24 часа в день. Зеркальный мир будет миром, управляемым световыми лучами, которые снуют туда-сюда, попадают в камеры, покидают дисплеи, проникают в глаза: неутомимый и непрестанный поток фотонов, рисующих формы, через которые мы ходим, и видимых призраков, которых мы касаемся. Законы света будут определять возможное.
Новые технологии подарят и новые суперсилы. Мы получили суперскорость с реактивными самолетами, суперлечение с антибиотиками, суперслух с радио. Зеркальный мир обещает подарить нам суперзрение. Мы получим нечто вроде рентгеновского зрения и сможем заглянуть внутрь объектов, разобрать их на составляющие частиц, распутать их схемы. Подобно тому, как прошлые поколения обрели грамотность с появлением школ, научились писать, составили алфавиты и таблицы умножения, новое поколение овладеет визуальной грамотностью. Образованный человек сможет создавать трехмерные изображения в трехмерных ландшафтах так же быстро, как печатает сегодня. Они будут знать, как найти любое видео, не нуждаясь даже в словах. Сложность цвета и правила перспективы будут понятны повсеместно, словно правила грамматики. Настанет эпоха фотонов.
И вот что важно: роботы смогут увидеть этот мир. Отчасти самоуправляемые автомобили и роботы видят начинают видеть современный мир: реальность, слитую с виртуальной тенью. Когда робот наконец сможет бродить по людным улицам, он будет видеть их своими кремниевыми глазами и сознанием — он будет на зеркально-мировой версии этой улицы. Успех робота в навигации будет зависеть от ранее составленных карт контуров дорог — трехмерных сканов фонарей и пожарных гидрантов, точных государственных положений дорожных знаков, детализации дорожных маршрутов и магазинных витрин, оцифрованных хозяевами.
Конечно, как и все взаимодействия в зеркальном мире, это виртуальное царство будет наслаиваться на физический мир, поэтому роботы будут видеть и движения людей в реальном времени, когда те проходят мимо. То же самое будет и с самоуправляемыми автомобилями; они также будут погружены в зеркальный мир. Они будут полагаться на полностью оцифрованную версию дорог и автомобилей на платформе. Большая часть процесса оцифровки будет производиться другими автомобилями по мере езды, потому что все, что видит робот, будет мгновенно спроецировано в зеркальный мир на благо других машин. Наблюдая, робот будет одновременно и для себя извлекать информацию, и обеспечивать сканирование для других роботов.
В зеркальном мире виртуальные роботы также будут телесными; они получат виртуальную, трехмерную, фотореалистичную оболочку, будь то машина, животное, человек или инопланетянин. В зеркальном мире такие агенты, как Siri и Alexa, получат трехмерные фотрмы, которые можно увидеть и которые могут видеть. Их глаза будут воплощены в миллиардах глаз матрицы. Они будут улавливать микроэмоции и выражения наших лиц. Формы — лица, конечности — также улучшат взаимодействие. Зеркальный мир станет тем самым интерфейсом, в котором нуждается искусственный интеллект.
Есть и другой способ взглянуть на объекты зеркального мира. Они могут быть двойного назначения, выполнять разные роли в разных плоскостях. «Мы можем взять карандаш и использовать его как волшебную палочку. Мы можем превратить наши столы в сенсорные экраны», пишет Мацуда.
Мы сможем не только играть с положением и ролями объектов, но и со временем. Допустим, я иду по тропинке около реки Гудзон (настоящей) и вижу гнездо крапивников, которое точно понравилось бы моей подруге-орнитологу. Поэтому я оставляю для нее виртуальную заметку. Она даст о себе знать, когда подруга пойдет по этой тропе. Подобный феномен присутствия мы видели с Pokémon Go: виртуальные создания, оставленные в реальных физических местах. Время это измерение зеркального мира, которое можно менять. В отличие от реального мира, вы сможете перемещаться во времени.
История станет глаголом. Проведя пальцем по руке, вы сможете вернуться назад во времени, в любое место, увидеть, что было прежде. Вы сможете наложить реконструированный вид 19 века поверх существующей реальности. Чтобы посетить какое-нибудь место в его раннем представлении, достаточно будет просто откатить версию. Весь зеркальный мир станет одним цельным файлом «фотошопа», в котором можно будет подставлять и убирать слои. Или же можно будет промотать в далекое будущее, где художники уже оставили свои представления о будущих версиях этого места. Таким образом, зеркальный мир было бы проще назвать 4D-миром.
Как и в Интернете, и в социальных сетях, зеркальный мир будет разворачиваться и расти, создавая непредвиденные проблемы и неожиданные преимущества. Начнем с бизнес-модели. Попробуем ли мы запустить платформу с помощью рекламы? Возможно. Те, кто помнят Интернет до появления коммерческой активности, согласятся с тем, что рос он чрезвычайно медленно. Зеркальный мир без рекламы был бы ненужным и нежелательным. Однако, если единственная бизнес-модель подразумевает покупку нашего внимания, это будет кошмар — потому что в таком мире наше внимание будет отслеживаться с высочайшей точностью и разрешением.
На макроуровне зеркальный мир будет обладать важнейшим свойством увеличения отдачи. Чем больше людей его используют, тем лучше он становится. Чем лучше он становится, тем больше людей будет его использовать, и так далее. Эта цепочка лежит в основе логики платформ, и именно поэтому платформы — вроде интернета и социальных сетей — растут так быстро и широко. Однако из этой динамики также следует, что победитель забирает все; именно поэтому один или два участника поместятся на верхушке лидеров платформы. Сейчас мы только начинаем бороться с этими естественными монополиями — с Facebook, Google и WeChat, которые стали своеобразными правительствами в интернете.
В долгосрочной перспективе зеркальный мир может поддерживать себя как коммунальное предприятие; за другие коммунальные услуги вроде воды, электричества или интернета мы привыкли платить регулярно — по подписке, так сказать. Мы будем рады сделать это еще раз, в надежде получить что-то ценное и интересное от этого виртуального места.
Появление зеркального мира повлияет на нас всех на глубоко личном уровне. Мы знаем, что у существования в двух мирах будут серьезные физиологические и психологические последствия. Этому нас научил наш опыт жизни в киберпространстве и виртуальной реальности. Но мы не знаем, какими конкретно будут эти эффекты, и мы точно не будем готовы. Мы даже не знаем, какие когнитивные механизмы вообще лежат в основе иллюзии AR.
Парадокс в том, что единственный способ понять, как работает AR — построить AR и испытать ее самостоятельно. Сама технология — это микроскоп, необходимый для изучения этой технологии. Звучит странно, согласитесь.
Некоторые люди очень расстраиваются из-за того, что новые технологии создают новый вред, а мы охотно миримся с этими рисками, не всегда соблюдая предосторожность. К примеру, нам следовало бы не допускать нового, если оно не признано безопасным. Но этот принцип не работает, потому что старые технологии, которые мы пытаемся заменить, еще более опасны. Больше миллиона человек умирает на дорогах ежегодно, но мы склонны винить роботов-водителей даже если они убивают одного. Мы волнуемся по поводу политики в соцсетях, при этом пропуская всю грязь, которая льется с экраном телевизоров. Зеркальный мир определенно будет подчиняться двойным стандартам строгих норм.
Многие риски зеркального мира легко представить, потому что они такие же, какие мы видим на современных платформах. Например, нам понадобятся механизмы в зеркальном мире, чтобы предотвращать подделки, останавливать незаконные вторжения, удалять спам и обнаруживать несанкционированные вставки, при этом соблюдая безопасность. В идеале, мы хотели бы открыть мир для всех участников без необходимости в Большом Брате, который будет за всем наблюдать.
Блокчейн нуждается в работе, и обеспечение целостности открытого зеркального мира может стать тем, для чего он был рожден. Уже сейчас есть люди, которые с энтузиазмом работают над этой возможностью. К сожалению, не так уж сложно представить сценарий, в котором зеркальный мир будет централизован и подчинен. Нам еще предстоит подумать на эту тему.
Очень многие считают, что централизованная и открытая платформа будет богаче и надежнее. Клэй Бейвор, вице-президент по AR и VR в Google, говорит: «Нам нужен открытый сервис, который будет улучшаться всякий раз, когда кто-то его использует, как Интернет».
Зеркальный мир вызовет серьезные проблемы с конфиденциальностью. В конце концов, он будет прятать миллиарды глаз, следящих за каждой точкой, сходящихся в одно непрерывное око. Зеркальный мир создаст так много данных, больших данных, из его легионов глаз и других датчиков, что мы и представить не можем его масштаб. Чтобы заставить эту пространственную сферу работать — синхронизировать виртуальных двойников всех мест и всех вещей с реальными местами и вещами, в то же время делая их видимыми для миллионов — потребуется отслеживать людей и вещи со степенью, которую можно назвать полным состоянием наблюдения.
Мы можем представить, насколько это будет вредно для нас. Но есть несколько способов принести пользу, и главный из них — это зеркальный мир. Путь к цивилизации больших данных, на котором мы приобретем больше, чем потеряем, неопределенный, сложный и неочевидный.
Но у нас уже есть некоторый опыт, который может послужить основой для нашего подхода к зеркальному миру. Хорошие практики включают обязательную прозрачность и ответственность для любой стороны, которая касается данных; симметрию в потоке информации, чтобы и за наблюдателями наблюдали; и стабильность, чтобы создатели данных извлекали явные выгоды, включая денежные, из системы. Мы определенно найдем способ обрабатывать все эти данные, поскольку зеркальный мир — не единственное место, где они будут накапливаться. Большие данные будут всюду.
С самого появления Интернета цифровой мир рассматривался как бестелесное киберпространство — нематериальное царство, отделенное т физического мира, настолько непохожее на материальное существование, что это электронное пространство обзавелось собственными правилами. Во многих отношениях виртуальный и физический миры развивались параллельно, никогда не встречаясь. В виртуально мире можно найти ощущение бесконечной свободы, высвобождаемой отсоединением от физической формы: свободы от трения, гравитации, импульса и всех ньютоновых ограничений. Кто не хотел бы сбежать в киберпространство, чтобы найти в нем лучшую версию самого себя?
Зеркальный мир объединит эти две платформы так, что цифровые биты будут включены в материалы, состоящие из атомов. Информацию знаменитом фонтане на римской площади можно будет найти у этого самого фонтана в Риме. Для ремонта 30-метровой ветряной турбины, мы будем чинить ее виртуальную версию. Возьмите полотенце из ванной комнаты и оно превратится в волшебную мантию. Мы будем зависеть от того факта, что каждый объект содержит свои биты, как если бы у каждого атома был призрак, а у каждого призрака — физическая оболочка.
Потребуется хотя бы десять лет, чтобы зеркальный мир начали использовать миллионы, и еще несколько десятилетий — чтобы в нем поселились миллиарды. Но мы уже кое-что предвидим.
В конечном счете этот смешанный мир станет размером с нашу планету. Он станет величайшим достижением человечества, создающим новые блага, новые социальные проблемы и бесчисленные возможности для миллиардов людей.