Киевские власти любят похвастаться, что провели за три года 144 реформы, о чем не так давно заявлял Петр Порошенко. Впрочем, если взглянуть на список этих преобразований, то это сугубо операционная деятельность правительства, либо откровенно малозначимые изменения для широких слоев населения, вроде упрощения процедуры установки счетчиков или снятия частичного запрета на пользование интернетом заключенными.
С сентября, с начала нового политического сезона, власть имущие взялись за реформы уже всерьез: все что было до того, а именно — стремительный рост коммунальных тарифов, безработицы, преступности, гиперинфляция и прочее, оказалось лишь разминкой.
«Кормовая база» неуклонно сокращается, а потому продолжение сброса государством социальных обязательств является неизбежным. Вместе с тем, кредиторы Украины требуют прежде всего учитывать собственные интересы при составлении проектов госбюджетов, потому на «социалку» денег остается все меньше и меньше. После принятия последних, откровенно антисоциальных, реформ становится еще более понятной та настойчивость, с которой правящая верхушка добивалась предоставления Украине «безвиза», рассматриваемого как способ микшировать социально-экономическую ситуацию в стране и стравить пар социального недовольства.
3 октября Верховная Рада утвердила пенсионную реформу. Правительство утверждает, что реформа позволит повысить пенсии действующим пенсионерам (отныне минимальная пенсия будет равна 1452 гривны, эквивалент $ 55), однако это можно было осуществить и без принятия реформы.
Ключевой же аспект реформы заключается в повышении страхового стажа с 2018 года с нынешних 15 лет до 25 лет; а с 2028 года для начисления пенсии необходимо будет иметь целых 35 лет стажа. Реформой такие изменения назвать сложно, скорее, это оптимизация дефицита Пенсионного фонда, который ныне составляет порядка $ 6 млрд. Учитывая масштаб теневой экономики и количество работающих за рубежом украинцев, в долгосрочной перспективе пенсия станет уделом избранных. Кроме того, пенсионная реформа фактически уничтожает мотивацию работодателей и наемных работников выплачивать/получать «белую» зарплату: элементарные математические подсчеты показывают, что с нынешней продолжительностью жизни пенсионер получит не больше половины уплаченных в Пенсионный фонд взносов за время трудовой деятельности.
Чтобы государство и вовсе не тратилось на пенсии, депутаты утвердили медицинскую реформу, лоббируемую и.о. главы Минздрава американкой Ульяной Супрун. Суть ее проста — коммерциализировать сферу здравоохранения, вопреки Конституции Украины (кстати, это и есть настоящая декоммунизация, которую неистово поддерживали активисты Майдана). С одной стороны, на Украине и без того сколько-нибудь значимые проблемы со здоровьем не разрешить без денег, но с другой — анонсированные расценки на предоставление медицинских услуг существенно превышают суммы того, что раньше выплачивалось пациентами в конвертах (а значит, вырастут и цены в частных клиниках). Будет ли доступна медицина для украинцев, особенно в сельской местности (где и так в рамках «децентрализации» сокращается количество медицинских учреждений), при таких нововведениях — вопрос, скорее, риторический.
Под каток реформ попало и подрастающее поколение. Скандальный закон «Об образовании», если в него не будут внесены изменения, лишит с 2020 года детей права получать образование на родном языке (хотя Киев пообещал внести правки и не дискриминировать языки стран ЕС, но дерусификация системы образования продолжится). В целом, украинских детей приговаривают к 12 годам (в старшие классы будут ходить с детскими колясками) «патриотического» воспитания и дебилизации — так, прорабатываются планы по радикальному сокращению часов на изучение математики, а географию, физику, химию, биологию задумывают объединить в интегральный предмет «Человек и природа» с объемом преподавания всего лишь три часа в неделю.
Что касается системы высшего образования, то Минфин и Минобразования существенно урезают количество бюджетных мест в вузах и количество получателей стипендий. Это приводит к тому, что все больше украинцев выбирают обучение в зарубежных вузах; ныне таковых порядка 70 тысяч человек. Действительно, «аграрной сверхдержаве» высококвалифицированные кадры и умеющие критично мыслить люди не нужны.
Отреформировали в октябре депутаты Рады и судебную систему. Первый аспект реформы заключается в усилении влияния президентской ветви власти на судебную систему. Второй — это резкий рост стоимости ведения судебного процесса, что лишит многих возможности отстаивать свои права в суде. Следовательно, рядовые украинцы будут обладать лишь условным правом на правосудие.
На подходе изменения в Кодекс законов о труде и Жилищный кодекс, в результате принятия которых украинцев могут загнать в трудовую и коммунальную кабалу. Можно не сомневаться, что эти все реформы приведут к еще большему отчуждению государства от общества и увеличат количество мигрантов из Украины.
Еще в 2014 году, когда по итогам Майдана было сформировано правительство Турчинова-Яценюка, здравомыслящие эксперты пришли к выводу, что это не столько правительство, сколько настоящая ликвидационная комиссия. Увы, но этот мрачный прогноз полностью подтвердился — власть имущие действуют по принципу «Сильных — в рабы, слабых — в гробы».
Денис Гаевский
Фото: Михаил Палинчак/ТАСС