Белокрылка. Фото: agrobezopasnost.com
Четыре различных команды ученых в США работают над «революционной программой» сельскохозяйственных исследований, которая, по мнению специалистов германского Института эволюционной биологии Макса Планка и французского Университета Монпелье, может на самом деле выступать в качестве прикрытия разработки биологического оружия.
Суть задачи, стоящей перед американскими химиками и биологами такова: создать вирус, который смог бы, вступая в контакт с растениями, менять их генетическую структуру. В Вашингтоне говорят о мирном характере исследований, указывая на то, что «все делается ради такого модифицирования генов овощей, фруктов и злаков, потребляемых человеком, чтобы названная флора была устойчивой к негативному воздействию любых катаклизмов, не теряла своих питательных свойств и обеспечивала высокую урожайность культур по причине привитой им невосприимчивости к заболеваниям».
Деньги военных — на мирные программы?
Звучит красиво и воспринималось бы как нечто, похожее на правду. Если бы не аббревиатура DARPA, сопровождающая информацию о ведущихся работах.
DARPA (Defense Advanced Research Projects Agency), если кто не в курсе, — продвинутое в научно-технологическом отношении агентство, созданное при организации, в обиходе часто называемой Пентагоном.
Патронат и финансирование гражданского учреждения Министерством обороны США, да еще исключительно с практически филантропическими целями заботы о том, как накормить население всей Земли… Свежо предание, как говорится. Подталкивает процитировать знаменитое «Не верю!» К.С. Станиславского и заставляет покопаться глубже в информации, выложенной специалистами двух названных выше исследовательских заведений на страницах одного из ведущих мировых научных журналов Science.
Цель-то выглядит вполне благой, да пути реализации ее принуждают усомниться в том, что вирус-модификатор — это проявление заботы о человеке и ничего больше. Дьявол, как известно, кроется в деталях. И одной из них является способ доставки «груза» к месту его предполагаемой работы.
Транспортироваться вирусы будут различными насекомыми, причем желательно такими, которые априори признаны безвредными для вида растений, на работу с которыми их запускают. Обычное дело: жучки-паучки-бабочки-кузнечики сами флору не портят, а служат исключительно для производства опыления растений, без которого плодоносить последние никак не могут. Но попутно доставляют на поля и грядки незаметных глазу вредителей. Потенциальную опасность которых заметить удастся (если не проводить постоянно различных лабораторных опытов с тем, что колосится и вызревает на плантациях) не ранее, чем через год-полтора.
О том, что вирусы-модификаторы «затачиваются» на «взрыв замедленного действия», в Пентагоне умалчивают. А вот авторам публикации в Science удалось узнать, что выводимые в химбиолабораториях по заказу упомянутого агентства микроорганизмы меняют генетический код растений таким образом, что взрослые экземпляры, на которые высаживается «десант» внешне не меняются и, более того, сохраняют репродуктивность. Но на этом цепочка и прерывается: у семенного материала, оставляемого после себя этими растениями, исчезает главное качество: выросшие из таких семян культуры не приносят плодов.
У кого-то есть сомнения после прочтения этой информации, что на самом деле биохимики и микробиологи в Штатах заняты разработкой незаметного, тихого и медленного, но неотвратимо действующего оружия массового поражения? Под прикрытием благородной цели «поиска возможностей повышения устойчивости различных культур к засухе, болезням или гербицидам»?
Атомная бомба в военном плане хороша тем, что уничтожает живую силу противника в один момент. Но радиоактивное заражение местности, вызванное использованием ядерного заряда, делает завоевываемую территорию непригодной для жизни на многие десятилетия. Кроме того, ракету, несущую всепоражающую боеголовку, можно засечь, отследить и сбить средствами ПВО.
Оставить население противника без урожая, обречь его на голод — менее быстрый способ достижения цели, но более практичный, в смысле сохранения пригодности земель для жизни в будущем.
Армии божьих коровок и мотыльков можно направить в нужном направлении. Их нашествие не отразить ни с помощью зениток, ни грозным окриком пограничника «Стой! Стрелять буду!» с последующим предупредительным выстрелом вверх. Вредоносность насекомых, воспринимавшихся в качестве «санитаров полей», обнаружится тогда, когда «пить боржоми» будет уже поздно.
Мелкие союзники с большими возможностями
Мысль превратить полезных и вредных насекомых в «союзников в борьбе за урожай» в DARPA прозвучала в середине 2016 года. Но до середины 2017-го о программе, получившей название Insect Allies («Насекомые-союзники»), не было известно ничего, кроме ее титула.
Летом 2017 года проекту было выделено $ 27 млн на стартовый этап работ. Деньги распределили между четырьмя академическими группами: во-первых, чтобы дать возможность реализации не одной, а нескольким идеям, возникшим у ученых, а во-вторых, конкуренция между группами должна стимулировать их деятельность. Основная задача эксперимента — «создать, используя возможности науки, технологию горизонтальной экологической генетической модификации живых организмов, чтобы с их помощью впоследствии производить генетические изменения в культурах».
Менять генетические коды не в лабораторных условиях, разумеется, а в полевых, когда растения уже высажены на больших площадях и ожидается урожай. Хромосомы растений преобразуются под воздействием вируса. Изменения должны повысить их устойчивость к различным экологическим проблемам.
Перед каждой из групп специалистов были поставлени три задачи: создать вирус, подготовить насекомое-доставщика (если потребуется — подкорректировать его генетический код) и определить растение, которое не устоит под напором «инфекции».
По словам ученых Пенсильванского университета, входящих в одну из групп, задействованных в проекте, с помощью запрограммированных на выполнение конкретной задачи микроорганизмов можно будет решать любую проблему: бороться с вредителями, не дать растениям погибнуть при засухе, помочь им устоять против последствий проливных дождей со сверхнормативным количеством выпадающих осадков и т. д. Бактерии будут выписываться, как микстуры и пилюли.
Метод, разрабатываемый американскими биологами сегодня считается революционным. Он обеспечит быстрое достижение нужного эффекта. До сих пор в каждом конкретном случае нашествия вредителей, распространения эпидемии или возникновения неблагоприятных погодных условий механизм обеспечения устойчивости растений обеспечивался изменением генетики семян. Процесс модификации в исполнении природы — вещь крайне неспешная. В случае, если речь идет о помощи человека взрослым растениям в режиме неотложки, все происходит во много раз быстрее.
Кукуруза и помидоры уже приговорены
Отличие от традиционных методов борьбы с вредителями или стимулирующей подкормкой посевов состоит в том, что вирусы не распыляются с самолетов — DARPA заказывала доставку до места «насекомым» транспортом. И это — еще один настораживающий момент: рассеивание с самолетов сельхозавиации или с использованием ручных устройств — процесс, обладающий огромными преимуществами. Он более прост и может надежно контролироваться. Ну и зачем огород городить, создавать себе сложности? Не для того же, чтобы самим потом их героически преодолевать?
Самим — нет. А вот обеспечить заботами и проблемами противника — да.
Именно к такому выводу авторы статьи в Science и приходят.
«Контроль пространственного и временного распространения вирусов будет сложным», — прокомментировал разработки американцев для испанской АВС Феликс Бек из Университета Фрайбурга. — Насекомые, конечно же, совершенно непредсказуемы, направить их из пункта, А в пункт Б не удастся, но распространить по большому региону — вполне. Вирусы могут влиять не только на взрослые растения, но и на семена. Если подходить к работам с перспективами использования ее результатов в мирных целях, то бесспорно, что обращение к насекомым не несет никакой практической пользы. Если ставить задачу добиться позитивного итога, то есть уничтожения вредителей и обеспечения богатого урожая, к тому же безвредного для потребления человеком, проще и удобнее развернуть сельскохозяйственное оборудование для распыления".
«Заявление, представленное инициаторами проекта, что для фумигации потребуется оборудование, доступное любому фермеру, такого на всех не хватит, не выдерживает критики. Понятно, что это просто отговорки для сокрытия истинных целей работ», — добавил он.
Странно слышать такие слова от специалистов из США, которые всегда говорили, что «у них все есть в достаточном количестве и при необходимости в нужных объемах может быть использовано в кратчайшие сроки».
Дерек Каетано-Анольес, профессор института Макса Планка, убежден, что «подход DARPA отражает намерение развивать наступательную технологию».
«Под прикрытием слов о сельскохозяйственном предназначении будущих открытий на самом деле ведется разработка нового класса биологического оружия. Такое оружие может позволить агрессору уничтожить любой урожай, не прибегая к использованию какого-то специфического и визуально обнаруживаемого противником оборудования. Не будет найдено и следов распространения каких-либо химических веществ, токсинов, что могло бы стать косвенным доказательством специально проводимой, не природного характера, атаки на растения. Нужно только, чтобы насекомые оседали на полях, — рассказывает ученый. — Это может быть использовано для нанесения крупномасштабного разрушительного ущерба. Растения будут умирать в силу естественных причин. А их семена будут стерилизоваться, но об этом можно будет узнать только на следующий год, когда они не взойдут».
По имеющейся на настоящий момент информации, этот план уже реализован в американских теплицах с опытными образцами кукурузы и томатов. Известны и виды насекомых, используемых американскими специалистами-разработчиками в качестве транспортных средств: кузнечик, белокрылка и тля. Выбор культур, с которыми экспериментируют ученые, тоже говорит о военной направленности работ: кукуруза в Латинской Америке и Африке — один из основных продуктов питания населения. По мнению авторов из Science, «военное ведомство намеренно не заказывает ученым обращаться к культурам, которые потребляются малым количеством людей».
Авторы публикации в научном журнале просят DARPA «обеспечить большую прозрачность в своих планах» и беспокоятся о биобезопасности человечества. «Использование насекомых, нагруженных модифицированными вирусами, может серьезно подорвать лучшие практики и правила, которые помогли сохранить наш мир от разрушительного использования биологического оружия уже более 60 лет, — говорится в статье. — Разрабатываемый американскими биохимиками проект может быть легко воспроизведен их конкурентами в любой точке мира для точно таких же сомнительных и опасных целей».
Справка EADaily. Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (КБТО) была принята 10 апреля 1972 года. 26 марта 1975 года она вступила в законную силу. В этот день представителями 22 государств, присоединившихся к ней, были переданы генеральному секретарю ООН документы, свидетельствующие о ратификации этими странами данной Конвенции. В настоящее время КБТО подписана 163 странами мира, принявшими на себя обязательства не разрабатывать, не производить и не накапливать биологическое оружие. США ратифицировали Конвенцию о запрещении биологического оружия в 1972 году. Однако протокол предусматривающий механизмы взаимного контроля, выпущенный в 2001 году подписывать не стали. Поэтому проверить, исполняют ли США Конвенцию, практически невозможно.
Владимир Добрынин, Мадрид