фото: Reuters
Трудно быть министром. Особенно министром обороны и в Германии. Кажется, от такой должности до канцлерства рукой подать, но это иллюзия - тот самый случай, когда локоть близко, да не укусишь. Хуже того: пост министра обороны – гиблое место, от которого лучше держаться подальше. Самая известная политическая фигура в плеяде министров обороны ФРГ, Франц-Йозеф Штраус, был вынужден оставить этот пост в результате грандиозного скандала, спровоцированного его приказом обыскать редакцию журнала «Шпигель», который опубликовал несколько статей о коррупции в министерстве обороны. После этого скандала Штраус оправился, но достичь желанного канцлерства ему так и не удалось.
А не так давно, в 2011 году, «гиблое место» утянуло в трясину другого многообещающего консервативного политика - Теодора цу Гуттенберга. Ему пришлось уйти в отставку после скандала, вызванного обвинениями в плагиате докторской диссертации. Скандал оказался очень на руку Ангеле Меркель, потому что на Гуттенберга, действительно, делали ставку как на будущего лидера ХДС и канцлера Германии. После его отставки и ухода из большой политики реальных конкурентов Ангеле Меркель в её партии уже не просматривалось. Зато возможной её преемницей стали называть Урсулу фон дер Ляйен – и именно её в 2013 году при формировании нынешнего кабинета Меркель назначила на «гиблое место». Если бы нынешняя череда скандалов в бундесвере случилась год назад, происходящее смотрелось бы как ремейк истории Гуттенберга. Однако есть важное отличие: сегодня фон дер Ляйен никак не конкурент Меркель. К слову сказать, по популярности министр обороны при всей её тяге к публичности (она нередкий гость на политических ток-шоу) никогда не опережала своего партийного шефа.
Как знать, может быть, именно желание покрасоваться на публике и стало причиной нестандартных мер, на которые пошла министр обороны после огласки истории со старшим лейтенантом Франко А.? Сама эта история выглядит как сценарий для боевика с назидательным уклоном. Молодой человек, внешне симпатичный, но на самом деле оборотень. Он живёт двойной жизнью: одна его ипостась - офицер германо-французского егерского батальона с положительными характеристиками начальства и сослуживцев. Однако у героя есть тёмная сторона: он «истинный ариец» и свою ненависть к неарийцам собирается доказать на деле. Зарегистрировавшись как беженец из Сирии, он готовит теракт «от имени» этого фантомного беженца, чтобы скомпрометировать политику милосердия немецкого правительства по отношению к беженцам. Немецкие спецслужбы, скооперировавшись с австрийскими коллегами, своевременно разоблачают преступный замысел. Хэппи энд: злодей схвачен, подельники выявлены и приносят публичное покаяние, халатное начальство сознаёт свои ошибки, правоэкстремистская сеть в бундесвере уничтожена в зародыше. В этой умопомрачительной истории есть даже эпизод, когда главного задержали в туалете (!) Венского аэропорта за хранение там (?) пистолета.
Именно в таком нелепом виде историю представляют немецкими СМИ. Правда, всё время проскальзывает ссылка на закрытый характер дела. Не менее удивительной оказалась и реакция министра обороны: на сайте своего ведомства она поместила открытое письмо, осудив и нерасторопность командиров (которые недоглядели), и «неуставные отношения» в армии. Это уже намёк на другие недавние скандалы. В январе семеро военнослужащих были отстранены от службы после расследования жалобы на извращенческие формы «посвящения», травлю и сексуальные домогательства в воинской части, расположенной в тихом городке благопристойной Швабии. А всего через пару месяцев похожий скандал вскрылся в идиллическом альпийском горном курорте Бад-Райхенхаль. 14 военнослужащих расквартированной там части горной пехоты были обвинены в сексуальных домогательствах.
Естественно, все эти случаи оппозиция использовала как повод для критики правительства, тем более что пресса подкидывала в огонь сухой хворост горячих фактов: со ссылкой на осведомлённые источники сообщалось, к примеру, что за последние два года было подано не меньше 200 жалоб на сексуальные домогательства в армии. Оппозиционные политики заявили, что случаи в Бад-Райхенхале и швабском Пфуллендорфе – только «верхушка айсберга», а неуставные отношения в армии приняли вид системы.
После случая с Франко А. министр обороны признала остроту существующих проблем: в открытом письме фон дер Ляйен пристыдила своих подчинённых. Вместо запланированной поездки в США министр провела 4 мая в Берлине совещание, на которое были приглашены 100 армейских чинов. Ведомство федерального канцлера заверило министра в «полной поддержке» Ангелы Меркель, сделав нужный реверанс в сторону доблестных воинов, подавляющее большинство которых безукоризненно несут службу.
Министра поддержал и генеральный инспектор бундесвера (начаник генштаба) Фолькер Викер. Генерал публично признал необходимость расследовать причины скандалов и сказал, что обеспокоен тем, что «силы самоочищения» в бундесвере не работают так, как хотелось бы. Зато оппозиция и даже партнёр по правительственной коалиции, СДПГ, не стали удерживаться от критики. Министра пригласили на ковёр: ей придётся давать разъяснения депутатам бундестага из комиссии по обороне. «Мы хотим не шоу, а разъяснений по существу дела», - съязвила член комиссии Агнешка Бруггер из партии зелёных. В самом деле, министром обороны фон дер Ляйен была назначена почти три с половиной года наза, и открещиваться от личной ответственности в этой ситуации невозможно, а вот подать в отставку можно. Именно так поступил в своё время один из предшественников госпожи фон дер Ляйен социал-демократ Георг Лебер. Возглавлявший министерство обороны в течение 6 лет, он подал рапорт об отставке после скандала, связанного с прослушкой телефона его секретаря. Урсула фон дер Ляйен, как видно, уходить в отставку не намерена. Правда, под нажимом всех политических партий, кроме ХДС/ХСС, она извинилась перед генералами за то, что не произнесла нужных слов о подавляющем большинстве безупречных военнослужащих.
Нет сомнений, что в предвыборной борьбе сложившуюся ситуацию попробуют повернуть в свою пользу все партии. Христианские демократы могут упирать на то, что теракт был предотвращён, а значит, граждане могут спать спокойно. Федеральное ведомство по миграции и беженцам начало проверку 2 тысяч личных дел мигрантов. Надо ожидать, что дисциплинарные взыскания получат военные, которым будет поставлена в вину недостаточная бдительность. К тому же важно показать партнёрам по НАТО, что бундесвер не подвержен влиянию правого экстремизма. Это особенно актуально сейчас, когда в условиях конфронтации с Россией Германия претендует на роль ведущей европейской армии, защитницы Прибалтики от угрозы с востока.
В прошлом году бундесвер лихорадило от проблем не с правыми экстремистами, а с исламистами: в рядах военнослужащих было выявлено 20 человек, связанных с радикальными экстремистскими организациями. Высказывались опасения, что такие люди специально идут в бундесвер, чтобы пройти боевую подготовку и потом воевать с неверными, например в рядах «Исламского государства». В результате контрразведка получила право проверять всех добровольцев на принадлежность к такого рода организациям. Прошлогодняя история уже забылась, но новый скандал, кажется, быстро не рассосётся.
НАТАЛИЯ МЕДЕН