Александр Никитич Брусенцов,
хронописецукраины
Записано:
30 мая 2017 года
«Бывали хуже времена, но не было подлей»
Надежда Хвощинская
Парламент заслушал годовой отчёт генерального прокурора страны. Генпрокурор – обличал, угрожал, обещал. Депутаты – переживали, выражались, голосовали. Пресса – транслировала, публиковала, аплодировала. Аналитики – комментировали, гадали, агитировали. Всё – серьёзно, и все – с серьёзными лицами.
Вот только страна называется – Украина. Напомню – это страна победившего кровавого государственного переворота, массовых репрессий по религиозным и этно-культурным признакам, убийства несогласных и надругательства над их телами, геноцида собственного народа, устранения политических оппонентов и уничтожения свободной прессы. Депутаты в зале – активисты, соучастники, соглашатели Майдана. Генпрокурор на трибуне – Юрий Витальевич Луценко.
Юрий Луценко – это лицо, это символ нынешней Украины. Выходец из потомственной партийно-комсомольской номенклатуры, он быстро и без колебаний менял политические ориентации и партии. И, за 26 лет своей публичной активности, сын первого секретаря Ровенского обкома Коммунистической Партии Украины постепенно «преобразился» в махрового бандеровца, который сегодня смотрит на коммунистов только «сквозь прорезь прицела» и поливает грязью дело жизни и убеждения своего отца.
«Мажорный» старт
Официально подчищенная сегодня биография Юрия Луценко деликатно умалчивает вопрос его членства в Ленинском Комсомоле и Коммунистической Партии. Но он просто не мог не обладать красными книжечками с тиснением «ВЛКСМ» и/или «КПСС». К примеру, с учётом номенклатурных корней, Луценко проходил срочную службу в полку правительственной связи, военнослужащим которого предъявлялись в то время (1984–86 гг.) повышенные требования по части политической лояльности.
Есть также информация, что Луценко был секретарем комсомольской организации ровенского завода «Газотрон», одного из первых предприятий электронной промышленности на Украине. Причём, не просто комсорг завода – но на правах районного комитета ВЛКСМ. Этакое своё собственное комсомольское княжество в партийной вотчине отца. Документальных свидетельств этого эпизода в биографии Луценко не сохранилось. Официально – «нарисован» путь от мастера участка до главного конструктора завода.
В последующих этапах трудового пути – должности замглавы Ровенского облсовета, начальник управления экономики Ровенской областной госадминистрации, замминистра Украины по делам науки и технологий, помощник премьер-министра – стандартная биография «мажора» того времени.
«Шило … заиграло»
Но была и вторая сторона жизни Юрия Луценко – общественная активность. Как говорится, «душа просила песен». И этот порыв Юрий Луценко не сдерживал. В начале девяностых, Луценко становится одним из лидеров Социалистической партии Украины (СПУ) Александра Мороза, народного депутата и экс-коммуниста. Примечательно, что их познакомил всё тот же отец Юрия Луценко – Виталий Иванович (который не предал компартию, сам избрался депутатом Верховной Рады, а в 1998 году он даже стал председателем парламентского комитета по делам ветеранов, пенсионеров и инвалидов).
Но Луценко-младший – параллельно с жизнью чиновника – разворачивает "пламенную" общественную активность, начинает публично расставаться «с проклятым коммунистическим наследием» и даже неудачно баллотируется в парламент, причем, в родном Ровно.
Видимо, это трагическое совпадение, но незадолго до кончины отца, Юрий Луценко окончательно бросает госслужбу и переходит в политику. Войдя в общеукраинскую политику на имени и связях отца, он предаёт его идеи и дела, используя связи. Юрий Луценко становится помощником-консультантом лидера СПУ Мороза в секретариате Верховной рады.
Многократная верность
Достаточно скоро Юрий Луценко начал тяготиться вторыми ролями в Партии Социалистов. Момент подвернулся с началом скандального дела Гонгадзе. Будучи одним из лидеров движения «Украина без Кучмы», Юрий Витальевич дал показания против некоторых участников беспорядков перед администрацией президента 9 марта 2001 года, на основании которых тех и осудили на различные сроки тюремного заключения. Впрочем, имидж Луценко как борца с режимом – это не подпортило.
Взлет его карьеры начался после «Оранжевой революции» 2005 года. Юрий Луценко – по квоте Социалистической партии – стал министром внутренних дел. Хотя, до этого никакого отношение к МВД он не имел. Однако, свой – «майданный» – глава силового ведомства был нужен всем, и Луценко ловко превратил эту необходимость в личную востребованность.
После разрыва социалистов с Виктором Ющенко, Луценко переметнулся на сторону тогдашнего президента. Но во вскоре вспыхнувшем конфликте между президентом Виктором Ющенко и премьером Юлией Тимошенко, Юрий Витальевич «сдал» уже самого Ющенко. Впрочем, и «железной Юле» Луценко тоже верности не хранил.
В конце 2010 года Луценко был арестован, а в феврале 2012 года был осужден по двум статьям – злоупотребление служебным положением и завладение госимуществом путем злоупотребления служебным положением. Он незаконно присвоил своему персональному водителю звание офицера МВД, оформил тому льготную пенсию ветерана МВД и выделил трехкомнатную квартиру за счёт государства.
Причины, побудившие Юрия Витальевича к таким подаркам – разговор отдельный. Как и мелко-мстительность по «делу Луценко» со стороны президента Виктора Януковича, без ведома которого процесс просто не мог состояться. Не нашли, вероятно, других поводов – исполнили, как смогли – на четыре года с конфискацией.
Как бы то ни было, спустя год с небольшим, Луценко покаялся перед президентом, а знакомым обещал «в политику больше не ходить». Янукович снизошел к слёзным мольбам Юрия Витальевича и помиловал. Оказалось – зря.
Луценко, без малейшего чувства благодарности, бросился в новый Майдан, из которого вышел уже генеральным прокурором. Попутно «кинув» и Арсения Яценюка – вначале став его соратником по досрочным выборам в Верховную Раду 2014 года, а затем перейдя на сторону президента Петра Порошенко. При этом, Порошенко считал Луценко настолько своим, что ради него даже специально изменили закон о генеральной прокуратуре. Внесли положение, позволяющая стать генпрокурором человеку без юридического образования и без опыта работы в прокуратуре.
И, если Луценко пока что, так сказать, хранит верность этому президенту – то только потому, что больше бежать ему уже некуда. Или – пока некуда.
«Мне всё можно» или «…у меня и справка есть»
При этом, Юрий Луценко известен, своим, мягко говоря, не совсем адекватным поведением. Вот лишь несколько примеров.
Самый известный случай – драка с полицией германского аэропорта Франкфурта-на-Майне 4 мая 2009. Когда полиция отказалась пустить его на борт самолета, подозревая в степени алкогольного опьянения, несовместимого с авиаперелётом. Луценко, после дебоша с дракой, прикрылся своим дипломатическим паспортом и избежал наказания.
Ранее, весной 2005 года Юрий Луценко – будучи главой МВД и выступая с трибуны Верховной Рады, рассказывал ужастики об «оторванных ногах свидетеля по делу бывшего губернатора Донецкой области Бориса Колесникова». Дело развалилась, а «оторванные» ноги свидетеля» – стали наглядной демонстрацией больных фантазий Луценко. Или же –галлюцинаций.
В январе 2008 года Луценко прямо на заседании Совбеза избил тщедушного мэра Киева Леонида Черновецкого. Пострадавший мэр грозился уголовным преследованием: «Такое дикарское поведение – позор для всей Украины. Этого господина ждет или психбольница, или тюрьма». Однако уголовное дело – традиционно для Украины – замяли.
В марте 2015 года (уже) сын Луценко убил человека во время дорожно-транспортного происшествия в Киеве. Юрий Луценко тогда обвинял кого-то «в происках» и пообещал предоставить видеозаписи, доказывающие невиновность его чада. Как и следовало ожидать, никто этих записей не видел. Дело опять замяли.
Человек, готовый на всё и ни к чему не пригодный
Если говорить о профессиональных успехах Луценко – то просто поражает его абсолютная бездарность. Он был никем и ничем как политик. Луценко-политик – это больших и пустых обвиняющих слов с обещанием «найти и покарать».
Луценко был «никакой» министр внутренних дел, разваливший все громкие дела, который сам же и анонсировал. С трибуны Верховной Рады Луценко-министр защищал депутата «Блока Юлии Тимошенко», своей тогдашней союзницы, который убил человека. Луценко-министр затягивал расследование дела педофилов-насильников в Артеке, среди фигурантов этого дела называли тогдашних депутатов из «патриотических фракций». Дело, естественно, тоже развалили.
Генеральный прокурор Юрий Луценко – бывший зек с двумя судимостями и без юридического образования. И не надо ожидать от него эффективности и результативности в работе. В традиционном, профессиональном смысле, разумеется. В расследовании резонансных дел, например. От побоища на Майдане в феврале 2014-го – до Иловайского котла, от убийства Бузины и Шеремета – до «Одесской резни» и суда над Януковичем. И так далее, и так далее.
Луценко-генпрокурор – он не про Закон. Его эффективность – в проведение политики тотального беззакония, возведенной сейчас в Киеве в ранг политики государственной. Его результативность – в избирательности фигурантов для расследований. Его стихия – самоутверждение через вседозволенность, безнаказанность, унижение других, месть. И за это – Луценко-генпрокурор – будет проституировать закон под политическую конъюнктуру. И для страны, в которой конституционные права граждан (да и сама Конституция) постоянно попираются, прежде всего, представителями высшей государственной власти – такой генпрокурор, который на всё согласен, просто жизненно необходим.
Вполне вероятно, Черновецкий был прав: «будущее Луценко – или тюрьма, или психушка». Продолжу: «или же Луценко превратит остатки Украины – либо в «зону», либо в «палату №6». И, ведь, это он сделает – не со зла. Он просто так видит мир.