«Антонов» - чемодан без ручки или кошелка на колесах

27.07.2017 11:56 3

«Антонов» - чемодан без ручки или кошелка на колесах

Судьба крупнейшего украинского авиазавода дает вспомнить печальные 90-е годы, когда на нем вместо лайнеров изготовляли тележки для дачников. А сам концерн на международной арене напоминает чемодан без ручки
Украинский Кабмин анонсировал создание специальной комиссии, которая должна будет в течение двух месяцев расформировать крупнейший в стране авиастроительный холдинг концерна «Антонов», вместе с подчиненным ему в виде филиала авиазаводом. Эта ликвидационная команда под руководством замминистра экономического развития Украины Юрия Бровченко имеет своей задачей погашение долга ликвидируемой компании, которая отныне будет находиться в составе холдинга «Укроборонпром».

В не столь далекие советские времена концерн «Антонов» входил в число немногих предприятий мира, реализующих полный цикл создания современного летательного аппарата: от разработки до серийного производства и обеспечения комплексной послепродажной поддержки. Специалисты предприятия разработали более ста типов и модификаций самолетов различных категорий, включая грузовые гиганты «Руслан» и «Мрия». Однако в последние годы знаменитая фирма представила всего одну новую модель транспортного самолета, которая по существу является модификацией уже существующих машин.

Поглощение «Антонова» структурами «Укроборонпрома» было анонсировано украинским правительством еще весной 2015 года, а несколько месяцев назад Кабмин предупредил о формальной ликвидации госпредприятия в связи с фактическим вхождением всех трех предприятий в оборонный холдинг. По слухам, за этим решением стояли бизнесмены из окружения «Народного фронта», во главе с нардепом Пашинским, которые давно хотели поставить под свой контроль уцелевшие предприятия авиационного машиностроения. Однако, по другим данным, эту инициативу уже перехватил у них заинтересованный в этих юридических преобразованиях премьер Владимир Гройсман.
«Концерн «Антонов» — это такая красивая обёртка для ГП «Антонов» (то есть, собственно завода), в которую его одно время завернули. А сейчас ГП «Антонов» передали в ведение Укроборонпрома — то есть, завернули в другую обертку. А так как обертка под названием «Концерн «Антонов» в результате оказалась пуста, то с ней сделали то, что делают с пустыми обёртками: выбросили в мусор», — рассказывает про суть этих манипуляций известный украинский журналист Юрий Ткачев.
Впрочем, фактическая ползучая ликвидация «Антонова» по факту началась еще в конце 2014 года, когда правительство Арсения Яценюка заменило прежнее руководство предприятием, отстранив от должности председателя правления и главного конструктора предприятия Дмитрия Киву, который проработал на нем полвека и имел репутацию одного из самых компетентных специалистов в современном мировом авиастроении. Несмотря на активные протесты трудового коллектива, «Антонову» навязали новый менеджмент, взявший курс на разрыв производственных и экономических связей с российскими авиастроителями. Предприятие в одностороннем порядке вышло из украинско-российского СП «ОАК-Антонов» и заморозило заключенный в декабре 2013 года договор о возобновлении совместного выпуска Ан-124 «Руслан», который оценивался в общую сумму 13 миллиардов долларов, а также целый ряд других совместных контрактов, коммерчески выгодных украинской стороне.
Это решение вызвало недоумение бывшего премьер-министра Украины Николая Азарова. На своей странице в фейсбуке он написал о том, что ни одна из европейских и американских авиастроительных компаний не высказывала интереса к сотрудничеству с антоновцами, чиня им конкурентные препоны на внешнем рынке — за исключением саудовцев и китайцев, которых интересуют только конструкторские наработки авиастроителей. А взаимодействие с россиянами является, по его словам, жизненно необходимым для производства украинских самолетов:
«Для тех, кто не знает, скажу, что ни один из антоновских самолетов не собирался полностью в Украине. Все они изготовляются по кооперации с российскими авиазаводами в пропорции примерно 50 на 50. И к созданию данного предприятия мы шли долгие годы, через трудные переговоры и консультации, в попытках найти приемлемые друг для друга компромиссы. Скажу откровенно, в процессе этих переговоров мы также вели консультации с корпорацией «Боинг» и Европейской авиационной компанией. Ни первая, ни вторая не только не проявляли малейшего желания участвовать вместе с нами в разработках и производстве самолетов, но и сделали все, что могли, чтобы наши самолеты АН-70, АН-148, АН-158 не вышли на рынки. С большим трудом удалось убедить российские компании создать совместное предприятие с расчетом на емкий российский рынок и совместный выход на рынки третьих стран.
К сожалению, политизованное руководство «Антонова» предпочло продолжению сотрудничества конкурентную войну с россиянами, от которой, в первую очередь, проиграло само же украинское предприятие. «Антонов» не только лишился многих контрактов — конфронтация с российскими авиастроителями ставит под угрозу производство военно-транспортного самолета АН-178, который был разработан еще в «нулевых» годах, и является сейчас едва ли не последней коммерческой ставкой потерявшей свою прежнюю славу «фирмы». Около трети комплектующих этого самолета — включая авионику, гидравлику и управление — производятся в России. И хотя сейчас в Киеве планируют заменить российские двигатели и электронику на продукцию канадского производства, это может потребовать повторной сертификации АН-178 и других самолетов ГП «Антонов», что также повлечет за собой существенные убытки», — подробно рассказывает об этой ситуации бывший украинский премьер.
Вступив в навязанную из Киева конкурентную войну, российский авиапром уже успел перехватить основные рынки, где традиционно реализовывалась антоновская продукция — а государство-банкрот не может поддержать оставшееся ни с чем предприятие, технологии которого без проблем скупают саудовцы — заодно переманив к себе оставшихся без работы специалистов.
В итоге, все может закончиться повторением ситуации начала девяностых годов, когда всемирно известный «Антонов», где накануне создали самый большой в мире самолет Ан-225 «Мрія», ради выживания вынужденно приступил к производству «складного транспорта для ручной клади «Шмель» — как именовалась в документации знаменитая металлическая тележка-«кравчука», которую тащили за собой миллионы нищающих украинцев. Ее изготовляли из сверхлегкого авиационного алюминия, предназначенного для самолетов, которых так и не смогли построить в условиях экономического коллапса. А оставшиеся без зарплаты инженеры часто сами тащили на «кравчучках» картошку с пригородных рынков и огородов.
Сегодня завод не спасут даже тележки — и очень возможно, что вслед за формальной ликвидацией завода через какое-то время произойдет его реальный коллапс.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Обзор BMW X6m Большой выбор аренды квартир в Костроме Лучшая служба доставки в стране Онлайн игры на казино Адмирал 777 зеркало Оригинальные пижамы в виде единорога

Последние новости