Воронеж относится к категории «бедных и самостоятельных» городов-миллионников. Такой вывод содержится в исследовании бюджетной политики региональных столиц России, подготовленном аналитиками консалтингового бюро «Стрелка» 21 декабря.
Эксперты оценили доходы и расходы бюджетов 79 столиц субъектов РФ – за исключением Москвы, Санкт-Петербурга и крымских Севастополя и Симферополя. В ходе исследования специалисты разделили на четыре группы: «богатые и независимые», «богатые и зависимые», а также «бедные и независимые» и «бедные и зависимые». При этом для определения показателя «богатства» учитывался уровень доходов города на душу населения, а для оценки «независимости» – объем и динамика безвозмездных поступлений из вышестоящих бюджетов, а также сбалансированность собственных доходов местной казны. Логика авторов рейтинга проста: чем меньше доля средств, которую конкретный город получает из бюджетов федерации и региона, тем выше самостоятельность муниципалитета – поскольку он имеет возможность обеспечивать необходимые расходы за счет собственных средств и не зависит от настроений «в верхах».
– Богатые города могут позволить себе решать не только тактические, но и стратегические долгосрочные задачи, – пояснили в КБ. – Залог развития городов – диверсификация источников доходов и снижение зависимости от поступлений сверху.
Уровень богатства или бедности определялся, в свою очередь, рассчитывался в зависимости от среднероссийских показателей доходов на одного жителя.
По мнению аналитиков «Стрелки», Воронеж оказался в числе «бедных» городов: на душу населения столица Черноземья зарабатывает 15 тыс. руб. при показателе в среднем по стране примерно в 20,6 тыс. руб. Что касается самостоятельности областного центра, здесь у нас больше поводов для гордости: Воронеж признали «независимым» муниципалитетом.
Кто вошел в одну группу с областным центром? В числе соседей по рейтингу оказались Казань, Нижний Новгород, Владивосток, Барнаул, Омск, а также Улан-Удэ, Чита, Иваново, Кострома, Рязань и Тамбов.
Самые завидные позиции – «богатых и независимых» – заняли, в основном, сибирские и дальневосточные города. В их число вошли Хабаровск, Южно-Сахалинск, Мурманск, Красноярск, Екатеринбург, Новосибирск, Иркутск, Томск, а также Благовещенск, Калининград, Уфа, Ярославль, Тюмень, Краснодар, Архангельск, Пермь, Тула и Пенза.
«Богатыми, но несамостоятельными» эксперты назвали Петропавловск-Камчатский, Ханты-Мансийск, Якутск, Кемерово и Абакан, а также Великий Новгород, Грозный, Вологду, Калугу, Ростов-на-Дону и другие.
В самой незавидной группе – «бедных и зависимых» – оказались Брянск, Волгоград, Йошкар-Ола, Владимир, Ижевск, Саратов, Тверь и другие.
Что касается соседей Воронежа по Центральному Черноземью, то ожидаемо к более престижной, на наш взгляд, группе – «богатых и зависимых» – авторы рейтинга отнесли Белгород. В одну группу со столицей Черноземья вошел только Тамбов. Оставшиеся три областных центра – Липецк, Курск и Орел – исследователи отнесли к категории «бедных и зависимых» городов.
К какому выводу можно прийти, изучив данные рейтинга? С одной стороны, Воронежу, чтобы перебраться в более престижную группу, необходимо всеми возможными способами наращивать объем доходов. С другой стороны – делать это желательно за счет собственных резрвов, а не привлеченных из федерального и областного бюджетов средств (иначе статуса «независимого» город может быстро лишиться).
Впрочем, как раз относительно самостоятельности муниципалитета в вопросах направления денег на конкретные потребности города – от ремонта немагистральных дорог до прокладки инженерных коммуникаций – многие воронежцы с экспертами из «Стрелки» едва ли согласятся. Не зря же нынешнего главу города нередко называют в народе «самым независимым от области». Только – в отличии от авторов рейтинга – с иронией.
Татьяна Омельченко