Сколько бюджетных денег выбрасывается на ликвидацию аварий, происходящих на ничейных коммунальных сетях? Просто уйма! Например, казна Воронежа только за последние три года затратила на эти цели почти 20 млн руб. Поэтому желание городских властей сбросить с себя это бремя вполне объяснимо.
Но кому нужны бесхозяйные инженерные сети? Кто помогает и препятствует мэрии в избавлении от столь затратных пассивов? В этом разбирался корреспондент «Обозреватель.Врн».
Дали б денег?..
Откуда, вообще, взялись в городе ничейные «нитки» газо- и водопроводов, электричества, отопления и канализации?
Немало таких сетей осталось со времен развала Советского Союза: предприятия, даже крупные гиганты промышленной сферы, разваливались на глазах, и бывшая на их балансе инфраструктура «подвисала», с течением времени приходя в негодность. Свою лепту внесли и недобросовестные застройщики: как частных, так и многоквартирных домов. Первые мало заботились о должном оформлении документов на канализацию или водоснабжение, вторые – просто банкротились, думая об инженерии в последнюю очередь. Все это породило десятки и даже сотни километров трубопроводов в городе, которые никем не обслуживались, изнашивались и на которых регулярно начали происходить аварии.
О необходимости решения этой проблемы городские власти говорят давно. Например, еще летом 2014 г. тогдашний руководитель управления имущественных и земельных отношений мэрии Наталья Махортова заявляла: при наличии необходимых средств (на тот момент речь шла о дополнительных 9 млн руб.) оформить все брошенные сети можно до 2015 г. Правда, стоит учесть: речь шла об объектах, уже выявленных к тому времени. За прошедшие почти пять лет их количество выросло. И – можно предположить – будет еще расти.
Судите сами: в 2013 г. муниципалитет принял на свой баланс 310 бесхозных объектов, а год спустя – уже более 750! Но острота проблемы не снижается: по данным горадминистрации, только с 2016 по 2018 гг. в Воронеже выявлено 477 объектов бесхозяйной инженерной инфраструктуры, из которых после оформления кадастровых паспортов на учет в ФРС поставили 303 участка. К слову, на приемку в муниципальную казну подобных сетей город тратил солидные средства – например, в 2018 г. подобные процедуры потребовали выделения 5,493 млн руб.
Борются ли городские власти с проблемой брошенных сетей? Безусловно: на территории Воронежа «организована системная работа по выявлению бесхозяйных объектов ЖКХ, с привлечением специализированных служб коммунальных предприятий, управ районов, ТСЖ и т.д.». И эти усилия приносят свои плоды: с 2014 по 2019 г. в областном центре удалось выявить 1042 бесхозяйных объекта инженерной инфраструктуры общей протяженностью ориентировочно 335,5 км.
Отдельный момент – инвентаризация сетей отопления и горячего водоснабжения по зонам поставки коммунальных ресурсов ведомственных предприятий. Например, с 2015 г. чиновники завершили оценку «ниток» водоводов в Масловке, плюс проверили все линейные теплосети у десятка крупных и мелких поставщиков – от МКП «Воронежтеплосеть» до мехзавода, ООО «Газпром теплоэнерго Воронеж» и ОАО «РЖД». В нынешнем году специалисты провели инвентаризацию сетей от котельных вагоноремонтного завода, а на очереди – инженерная инфраструктура ПАО «Квадра».
Заколдованный круг
Впрочем, целый пласт проблемы брошенной инфраструктуры касается активного периода жилой застройки. Так, еще с десяток лет назад при возведении домов компании прокладывали к ним и инженерные сети – особенно в развивающихся микрорайонах. Логично, что после ввода жилья в строй застройщики пытались передать инфраструктуру эксплуатирующим организациям – ведь именно они используют сети для поставки ресурсов. Но нередко строителей здесь подстерегала неудача – брать на себя заботу о новых объектах ресурсники не торопятся.
– Проблема бесхозяйных инженерных сетей в Воронеже стоит остро, но никак не решается. Сейчас у нас есть единственный механизм передачи сетей от застройщиков к ресурсоснабжающим компаниям – через признание их бесхозяйными. Никакого другого варианта фактически нет, – рассказал председатель комиссии Воронежской гордумы по градостроительной деятельности и земельным отношениям, гендиректор крупной строительной компании Иван Кандыбин.
По его словам, в последнее время ситуация немного изменилась: застройщики продолжают возводить сети, но по новому механизму – заключения договоров на технологическое присоединение. При таком договоре вся инфраструктура остается у организации, которая этот документ выдала – будь то «РВК-Воронеж», «Горэлектросеть» или любое другое предприятие. Однако сегодня сохранилось множество сетей, которые были построены в 2000-2010 гг. и на баланс ресурсоснабжающих организаций (РСО) должным образом не приняты.
– В результате получается интересная ситуация: коммунальщики услугу продают, а сети, по которым эта услуга подается, не обслуживают. Соответственно, при какой-либо аварийной ситуации ответственности они не несут – очень удобная для «ресурсников» позиция, – подчеркивает депутат. – И пока все мы только пытаемся обозначить данную проблему на разных уровнях, но не более – решения ее в настоящий момент нет.
Иван Кандыбин отмечает: муниципалитет не слишком охотно принимает сети на свой баланс, но его понять можно – ведь как только объекты перешли в казну, они становятся проблемой города. Соответственно, на ремонт и содержание полученной инфраструктуры горадминистрация вынуждена тратить бюджетные деньги, а процесс дальнейшей передачи сетей РСО идет далеко не быстро. К тому же всегда есть риск услышать претензии от КСП – поскольку нередко расходы на приведение в порядок этой инфраструктуры могут быть признаны нецелевыми.
– Поэтому город не хочет оказаться в патовой ситуации, когда все «стрелки» переводят на него. По имеющемуся опыту могу сказать, что «ресурсники» любыми способами стараются уйти от постановки сетей на свой баланс – явно или неявно. В результате эти сети остаются головной болью застройщиков – мы просто ходим по кругу, а вопрос не решается, – сетует Иван Кандыбин. – РСО требуют от строителей все новые документы – то кадастровые паспорта на сети, то «зеленку». Уже дошли до того, что на сети необходимо проект планировки готовить!
При этом наиболее острая проблема, по мнению депутата, связана с бесхозяйными сетями водоснабжения и канализации. Содержание и ремонт таких объектов, как и тепловых сетей, требует серьезных затрат, потому что они подвергаются значительному коррозийному воздействию и изнашиваются быстрее.
Бороться и искать?
Как же выйти из сложившейся ситуации? Иван Кандыбин считает, что решить проблему можно только одним путем: необходимо принять волевое управленческое решение на уровне города.
– Иначе эту махину с места не сдвинуть. Было много заседаний комиссий, обсуждений, но так ничего и не решили. Необходимо посадить за стол переговоров городские структуры, ресурсоснабжающие организации и, может быть, крупных застройщиков, чтобы найти выход из сложившейся ситуации, – уверен депутат. – Пока же мы ходим по заколдованному кругу.
И поспорить с ним сложно. Так, в мэрии прямо признают: определить конкретные сроки решения проблемы «брошенных» сетей в городском хозяйстве «не представляется возможным».
– Ст. 236 Гражданского кодекса РФ дает владельцам объектов инженерной инфраструктуры право в силу экономических или иных причин заявлять об отказе от прав собственности. Кроме того, существующие противоречия в законодательстве, регулирующем жилищную и градостроительную сферу, создают условия для увеличения числа бесхозяйных сетей – за счет объектов нового строительства, – отметили в горадминистрации.
Таким образом, понятно, что без активной позиции (или хотя бы отсутствия противодействия) со стороны ресурсоснабжающих организаций проблему «брошенных» сетей не решить. Единственный вопрос: как заинтересовать поставщиков? Но как раз на него ответа, увы, пока нет.
Татьяна Омельченко