Китай и Британия заключили союз против США

01.08.2018 9:46 4

Китай и Британия заключили союз против США

Лондон изменил Вашингтону с Пекином. Китай «увел» у США давнего союзника, в лояльности которого еще недавно у американцев не могло быть никаких сомнений.

Разлад между двумя ведущими англоговорящими странами стал окончательно очевиден после состоявшегося в январе этого года визита британского премьер-министра Терезы Мэй в Китай, недавнего провального визита президента США Дональда Трампа в Британию, которому предшествовала «чистка» его «фанатов» в британском правительстве, отказа Лондона от «жесткого» Brexit в пользу «мягкого» или даже «полуBrexit».

Изначально правящие в Британии консерваторы даже радовались победе Трампа на президентских выборах в США, рассчитывая установить с этой страной «особые отношения». Однако эти надежды довольно быстро улетучились: «сделать Америку великой снова» и «первой» Трамп решил за счет ее партнеров, союзников и вассалов, всего остального мира. Путем внеэкономического принуждения, давления и шантажа.

Жить в таком новом американском мире Лондону быстро расхотелось.

Последние сомнения на этот счет отпали, когда свой первый визит новый глава британского МИД Джереми Хант нанес не в Вашингтон, а в Пекин, столицу страны, которую США считают своим главным экономическим противником и с которой начали жестокую торговую войну. С непредсказуемыми последствиями для мировой экономики, на которую завязаны и Китай, и Британия. Это ясный сигнал, более того, вызов Вашингтону, четкое обозначение позиции — с кем Лондон и против кого.

С чем Хант приехал в Пекин

Накануне своего визита в Пекин женатый на китаянке и имеющий родственников в Китае Хант, согласно пресс-службе британского МИД, заявил, что поскольку королевство «покидает Евросоюз и становится все более открытым для мира, мы привержены углублению этого очень важного партнерства в XXI веке». В Лондоне считают, что максимально тесные связи с ведущей реальной экономикой мира крайне выгодны для «Глобальной Британии», коей мыслит себя Соединенное Королевство после развода с ЕС. В Брюсселе британским лидерам приходилось сидеть за длинным столом и вести утомительные беседы вместе с представителями некоторых из своих бывших колоний, что было для них весьма унизительно.

Хант имел в виду существующий у британцев с Китаем «стратегический диалог». Его нынешний раунд — девятый по счету.

В его рамках запланировано обсуждение в Поднебесной, в частности, «важности многосторонней и свободной торговли, а также совместной работы Великобритании и Китая над глобальными вызовами, такими как изменение климата, развитие, безопасность и нераспространение (ядерного оружия) и (…) путей выстраивания и без того прочных экономических связей между обеими странами».

И это не просто слова: в ходе январского визита Мэй в Китай были подписаны коммерческие соглашения на общую сумму более девяти миллиардов фунтов стерлингов (почти 12 миллиардов долларов).

Красноречие Ван И

Программа визита выполняется. Как заявил на совместной с Хантом пресс-конференции в Пекине член Госсовета, глава МИД КНР Ван И, главы внешнеполитических ведомств двух стран в ходе переговоров выразили обоюдную готовность противодействовать протекционизму, совместно способствовать укреплению принципов свободной торговли.

«Мы намерены опираться на ВТО как ключевой механизм, укреплять многосторонние механизмы сотрудничества, бороться с протекционизмом и стратегической однобокостью во всех их проявлениях, — цитирует ТАСС Ван И.

Глава китайского МИД был весьма красноречив: «Обе стороны считают, что нам нужно продолжать постоянно активизировать взаимодействие во всех направлениях, укреплять социальную основу для развития совместных отношений… Мы будем совместно содействовать решению ключевых глобальных и региональных вопросов, в том числе ядерной проблемы Ирана и Корейского полуострова, способствовать урегулированию ситуации в Сирии».

По его словам, Пекин и Лондон будут также стремиться к укреплению контактов в области противодействия глобальным климатическим изменениям, в сфере борьбы с терроризмом.

В присутствии Ханта Ван И дал развернутую отповедь торгово-экономическим претензиям США к Китаю. Глава китайского МИД, согласно агентству «Синьхуа», заявил, что, во-первых, «главная ответственность за дисбаланс в китайско-американской торговле лежит не на китайской стороне». Во-вторых, «положительное и отрицательное сальдо торгового баланса не служит критерием для положительных и отрицательных оценок», поскольку «около 60 процентов от китайского положительного сальдо торгового баланса с США создается на размещенных в Китае предприятиях с иностранным капиталом, в цепочках ценности продукции львиная доля достается транснациональным предприятиям из США и других развитых стран, а китайские предприятия получают меньшую часть — лишь небольшую плату за обработку».

В-третьих, продолжил Ван И, «торговые трения между Китаем и США первой спровоцировала американская сторона». В-четвертых, «провоцирующие торговые споры действия США не являются законными и легитимными», поскольку «Китай и США являются членами ВТО и должны урегулировать трения в рамках ВТО», вместо чего США практикуют «экономический гегемонизм, неприемлемый для всех суверенных и независимых стран».

Ван И обвинил также США в неисполнении взятых на себя в ходе переговоров с китайской стороной обязательств, подчеркнув, что «диалог должен основываться на фундаменте взаимного равенства, уважения и правил, односторонние угрозы и давление могут привести к противоположным желаемому результатам».

Враг моего врага…

Хант слушал это и не протестовал. Вероятно, потому, что Трамп ведет себя с Лондоном ничуть не лучше, чем с Пекином, даже, можно сказать, еще более вызывающе. В ходе недавнего визита Трампа в Британию он предупредил Мэй, вмешавшись в компетенцию британских властей: «мягкий» Brexit означает, что Вашингтону придется иметь дело с Брюсселем, а не с Лондоном, поэтому никакой торговой сделки с Британией не будет, как и никаких особых отношений. Он подверг критике британского премьера за то, что она не послушалась его «совета», каким образом Лондону лучше порвать с ЕС, и что удалила из правительства его друга Бориса Джонсона, место которого занял Джереми Хант.

В приуроченных к визиту газетных интервью Трамп высказался также за «смену режима» в Британии: он, дескать, был «очень опечален», когда узнал, что Джонсон, из которого, по мнению Трампа, мог бы выйти «отличный премьер-министр», покидает правительство, хотя «обладает нужными для этого качествами». Президент США выразил надежду, что этот «великий представитель» Британии «в определенный момент вернется» и, надо полагать, сменит Мэй.

Да, так разговаривают не с союзниками, а только с вассалами, благосостояние которых для Трампа — дело вторичное, главное, чтобы Америка была первой.

Британцы это видят и протягивают руку Китаю. В Пекине это тоже хорошо видят и знают на собственном опыте. И даже если между КНР и Британией, которая в прошлом вела против Китая опиумные войны, наркотизировала его население, отбирала территории и презирала китайцев как «кули», не может быть по определению сердечных отношений, принцип «враг моего врага — мой друг» остается в силе.

Условие Пекина

И все же китайцы при всей их восточной деликатности не удержались от предупреждения Лондону: попытка выстраивания особых союзнических отношений с США будет означать утрату Британией ее статуса крупной мировой державы, в то время как тесные связи с КНР позволят Соединенному Королевству занять выгодную стратегическую позицию. Это предупреждение озвучила китайская газета «Глобал таймс», являющаяся структурным подразделением ведущей партийной газеты КНР «Жэньминь жибао».

Главная мысль проста: британцы должны поспешить, чтобы успеть наладить прочные партнерские отношения с Пекином «раньше, чем это смогут сделать прочие европейские государства», в связи с чем «для британской стороны было бы мудрым шагом предпринять меры, которые позволят ей перестать быть придатком обособленной сверхдержавы в современном многополярном мире: Лондону следует налаживать конструктивные отношения с ведущими мировыми игроками». Пожалуй, тут имелась в виду даже Россия.

Причем китайцы настолько ощущают силу своей позиции, что даже выдвинули Лондону небольшое условие «стратегического партнерства» — перестать раздражать Пекин лекциями насчет соблюдения прав человека. В статье подчеркивается, что «развитие Китая усилило многополярность мира, это предоставляет Лондону обширное пространство для стратегических маневров, которые принесут британской стороне только пользу».

Хант разволновался

Необходимость сделать ставку на Китай вместо США, рациональная и полностью оправданная с экономической, финансовой и политической точек зрения позиция, но очень трудная психологически для британцев, совершенно смутила Ханта. Он так разволновался в Китае, что забыл национальность своей жены в ходе встречи с Ван И: «Моя жена — японка… Моя жена — китаянка. Это ужасная ошибка». Он быстро, однако, взял себя в руки и сказал затем то, что нужно: «Моя жена — китаянка, и мои дети — наполовину китайцы, и, таким образом, у нас есть бабушка и дедушка, которые живут в городе Сиань, а также крепкие родственные связи в Китае». Что ж, непросто привыкать к новой реальности, но придется.

Латышев Сергей

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Великое множество старых и новых автоматов в клубе Чемпион Угловые кухни: достоинства и совету по обустройству Ваш персональный гид по Владивостоку Азартные развлечения на любой вкус от Аzino777 Помощь в освоении программы автоматизированной информационной системы

Последние новости