Кому Starliner, а кому «Союз»: будущее полетов на МКС

04.09.2019 14:22 0

Уже в ближайшие месяцы Россия может утратить монополию на доставку людей и грузов на Международную космическую станцию: близятся первые запуски пилотируемых кораблей, созданных компаниями Boeing и SpaceX в США. Это означает, что на «Союзах» на МКС теперь будут летать только российские космонавты. Indicator.Ru разобрался в хитросплетениях космической политики и попытался понять, что ждет станцию и полеты к ней.

В ходе прошедшего на прошлой неделе Евразийского аэрокосмического конгресса глава представительства Европейского космического агентства (ESA) в Москве Рене Пишель заявил что европейские астронавты больше не будут летать к станции на российских «Союзах». Это заявление породило ворох заголовков в СМИ — от почти нейтральных «Европа отказывается от «Союзов» до обвинительных, кричащих об «измене с американцами». Между тем Пишель сразу же объяснил, что европейские астронавты летают на МКС по американской квоте, и только с этим связан переход ESA от «Союзов» к новым американским кораблям. Через несколько дней генеральный директор ESA Ян Вернер отметил, что полеты на «Союзах» европейских астронавтов в принципе возможны, но пока никаких прямых договоренностей с Роскосмосом у агентства нет.

NASA начало инвестировать в разработку новых грузовых и пилотируемых кораблей частными компаниями еще до момента окончательного закрытия программы Space Shuttle. С 2014 года для пилотируемых полетов разрабатываются два проекта: CST-100 Starliner компании Boeing и Crew Dragon компании SpaceX. В этом году Crew Dragon уже совершил успешный беспилотный полет к МКС, но в апреле один из двигателей корабля взорвался во время наземных испытаний. «Несмотря на то, что компания Маска накопила большой опыт эксплуатации грузового корабля Dragon, а Starliner еще никуда не летал, NASA относится к боинговскому кораблю с большим доверием, — считает эксперт проекта «Новости космонавтики» Игорь Лисов. — В конце концов, он еще ни разу не взрывался при попытке провести огневые испытания двигателей. И если пилотируемый Dragon запустят на неделю, то на Starliner прибудет регулярная экспедиция на МКС, и корабль будет находиться в составе станции полгода. После этого корабли двух типов будут чередоваться».

Только ли американцы будут летать к МКС на новых кораблях, и при чем тут квоты на полеты? Эти квоты, напоминает инженер-конструктор космического приборостроения и член Северо-Западной организации Федерации космонавтики России Александр Хохлов, существуют с самой первой экспедиции в 2000 году, и основаны на вкладе партнеров в станцию. МКС делится на американский и российский сегменты, при этом вклад в США в ее создание выше. Например, самый первый модуль станции «Заря» был построен в России, но на американские деньги по контракту с Boeing. В первые годы работы станции экипажи длительных экспедиций прибывали туда на шаттлах, но так как эти корабли проводили в космосе не больше 14 дней, на случай аварии к МКС все равно пристыковывался «Союз». Российские корабли обеспечивали возможность спасения экипажа станции. Потому почти всегда квоты были равными для США и России. В составе одной длительной экспедиции на МКС отправлялся один российский космонавт и два американских астронавта, в следующую экспедицию — наоборот.

Так как корабли-спасатели «Союз» каждые полгода нужно было заменять на станции из-за их срока службы, на каждом корабле Россия могла отправлять в короткие экспедиции посещения космических туристов и астронавтов ESA, рассказывает Хохлов. Именно на «Союзах», например, попали на МКС первый турист Деннис Тито в апреле 2001 года и первая женщина-европейский астронавт на станции Клоди Эньере в октябре того же года.

После гибели шаттла «Колумбия» в 2003 году в течение двух лет на станцию летали только «Союзы» и экипаж полугодовой экспедиции был сокращен до двух человек. После возвращения челноков в эксплуатацию почти на четыре года доставка стала смешанной: двух членов экипажа доставлял «Союз», одного — шаттл. Свободное место в «Союзе» регулярно продавалось космическим туристам. Большая часть туристических полетов на МКС, шесть из восьми, состоялись как раз в 2005 – 2009 годах. А затем программа шаттлов была свернута, и монополию на доставку людей на МКС получила Россия. Одновременно экипаж МКС увеличился до шести человек, и мест для туристов в кораблях не осталось.

«Шаттлы летали до 2011 года, но с 2009 уже все основные экипажи, то есть полугодовые экспедиции, летали только на «Союзах», — рассказывает Хохлов. — С этого времени каждый год запускаются четыре наших пилотируемых корабля вместо прежних двух. Из них два корабля делались за российские средства и два по контракту NASA, то есть Роскосмос и РКК «Энергия» зарабатывали на доставке астронавтов».

В 2009 – 2017 годах схема полетов была более-менее единообразной. На борту МКС работал экипаж из шести человек, прилетали и улетали они на «Союзах». На каждом корабле был русский командир «Союза» (по закону о космической деятельности командиром российского корабля может быть только гражданин России) и либо два иностранных партнера, либо один космонавт и один астронавт. Все места для иностранных астронавтов выкупало NASA, но распределяли их согласно вкладу зарубежных космических агентств в МКС. «Европа делала некоторые модули станции для США и пять крупных грузовых кораблей ATV, поэтому европейцы занимали второе место после США; японцы каждый год делают один грузовой корабль HTV за свой счет. Меньше всего летало канадцев, их вклад небольшой: два манипулятора на станции», — рассказывает о балансе вклада и квот Хохлов. В последние два года ситуация изменилась, так как пять мест в «Союзах» Россия передала компании Boeing в счет долга за проект «Морской старт». Boeing продал их NASA, и с 2017 года на каждом «Союзе» только один российский космонавт — командир корабля, и, соответственно, только два россиянина одновременно находятся на орбите.

Подытожим. Европейские, японские и канадские астронавты летали на МКС по большей части на местах, выкупленных NASA, и лишь в краткосрочные экспедиции — по прямым контрактам с Роскосмосом. Если текущие договоренности NASA с партнерами сохранятся, то, как только у американского агентства отпадет потребность покупать места в «Союзах», астронавты других стран перестанут занимать эти места. Но есть нюансы. «С момента начала полетов Dragon V2 и Starliner американцы будут возить всех партнеров, — замечает Хохлов. — Но с Россией возможен обмен одним членом экипажа для безопасности, на случай аварии у одной из сторон».

То есть если один из пилотируемых кораблей, например, американский, не долетит до станции, в экипаже второго — российского — будет астронавт, способный поддерживать работу американского сегмента МКС. О том, что вопрос о таких перекрестных полетах «в принципе решен», уже заявил первый заместитель начальника Центра подготовки космонавтов Максим Харламов. Прямые контракты между ESA и Роскосмосом тоже возможны: об этом написал в Twitter глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин.

Не только европейское агентство стремится подстраховаться на случай, если полеты новых кораблей отложатся. NASA, напоминает Хохлов, уже выкупило два места в двух разных «Союзах» у России на 2020 год. Эта мера необходима и на тот случай, если договоренности о бартерных перекрестных полетах между США и Россией еще не будет: один астронавт должен лететь на станцию с российским экипажем, чтобы следить за американскими модулями. Дополнительная мера подстраховки — продление работы на станции для двух астронавтов: Кристина Кук (Koch) останется на МКС до февраля 2020 года, а Эндрю Морган — до весны. Благодаря тому, что Кук не нужно будет возвращать на Землю в октябре 2019 года, возможность слетать на МКС уже в этом году появилась у первого астронавта ОАЭ Хазза аль-Мансури.

Даты предполагаемых первых стартов новых американских кораблей (и беспилотного тестового полета Starliner) еще не объявлены официально. По словам Игоря Лисова, последние появлявшиеся в информационном пространстве даты — это 6 – 13 октября для беспилотного полета Starliner со стыковкой к МКС и 30 декабря со стыковкой 31 декабря для первого старта одного из кораблей с экипажем. По мнению научного руководителя Московского космического клуба Ивана Моисеева, полет новых американских кораблей к МКС — вопрос нескольких месяцев: «Такие программы, как разработка Starliner и Crew Dragon, всегда идут не по графику, но если не произойдет очень большой аварии, в конце этого года или начале следующего один из них полетит».

Если хотя бы один из американских пилотируемых кораблей начнет полеты в следующем году, это сильно повлияет на отечественную пилотируемую космонавтику. Прежде всего потому, что России не нужно будет запускать больше двух «Союзов» в год, чтобы заменять экипажи на МКС. С финансовой точки зрения, считает Игорь Лисов, мало что изменится — до сих пор два из четырех «Союзов» полностью оплачивались NASA, теперь этих двух полетов просто не будет. Все шесть мест на оставшихся двух кораблях будут принадлежать России, и это, по мнению Игоря Лисова, позволит вернуть на орбиту космических туристов. Это возможно только за счет сокращения российского экипажа «Союза» до двух человек, а вот NASA будет проще — на новых кораблях смогут летать штатно по четыре человека и до семи при необходимости. Теоретически NASA может отправлять в космос трех своих астронавтов и одного представителя страны-партнера или туриста каждый раз. Но если они будут оставаться на МКС на всю полугодовую экспедицию, придется решить много сложных вопросов — от размещения дополнительного члена экипажа на такой срок на станции и доставки грузов для его обеспечения.

По действующим соглашениям МКС продолжит работу до 2024 года. Представители Роскосмоса уже не раз заявляли о возможности продлить ее работу до 2028 и даже до 2030 года. «Чем дольше будет работать МКС, тем лучше для России, — ничего другого у нас сейчас нет для пилотируемого космоса», — подчеркивает Моисеев. Но США наименее, по его мнению, сейчас привержены идее сохранять МКС. Лисов отмечает, что если планы США по возвращению к Луне уже к 2024 году будут реализовываться всерьез, весьма вероятно прекращение финансирования МКС из американского бюджета (сейчас на нее уходит более трех млрд долларов в год). Это, считает Лисов, равносильно уничтожению станции, альтернативой которому могут стать негосударственные проекты. «NASA уже предложило часть ресурсов станции частному сектору, намеревается отработать на ней модули и устройства коммерческих фирм и в будущем планирует использовать коммерческую околоземную инфраструктуру наряду с частными заказчиками», — отмечает эксперт. Впишутся ли в такое развитие событий другие участники проекта, главным образом, Россия? До 2024 года осталось не так много времени.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Реклама для вашего бизнеса Защитные стекла для самого ожидаемого гаджета этого сезона Безопасное средство для восстановления функций организма Высокое качество дверей от компании «Свое» и прочие привлекательные условия сотрудничества Терминалы для сбора данных: преимущества устройств

Последние новости