Как и ожидалось, на западном окончании Евразии произошли две вещи, которых не должно было произойти.
Руководство Испании приняло решение ввести «статью 155», фактически ликвидировав автономию Каталонии, отменив её местные органы власти и введя прямое правление (при этом испанский премьер Рахой не забыл сообщить, что «это не ликвидация автономии, а наведение порядка». С учётом того, что Мадрид ранее уже высказывался о том, что «референдум — это орудие диктаторов», новой словесной эквилибристике уже не стоит уделять серьёзного внимания).
Со своей стороны, руководство Каталонии — низложенное, но не признающее этого — объявило свой регион независимым государством, теперь уже окончательно.
Таким образом, обе стороны по крайне затейливой траектории пришли к результату, которого никто, в сущности, не хотел. Мадрид не собирался уничтожать Каталонию как явление, Барселона всего лишь хотела поторговаться. Сейчас же ситуация обречена на насильственное разрешение — потому что во избежание двоевластия каталонские органы придётся чисто физически выгонять из занимаемых ими помещений, местную полицию, вероятно, разоружать, и так далее.
Неизбежны аресты и уголовные дела, а значит — целые толпы политических заключённых в Западной Европе XXI столетия.
При этом если с точки зрения законности Испания совершенно права (приоритет территориальной целостности, Конституция, неразрешённый референдум и антигосударственная деятельность каталонских властей) — то с точки зрения того самого гуманитарного морализма, за который Западная Европа топила последние лет тридцать, кругом правы именно каталонцы. Ибо они, республиканцы, мирно добиваются независимости своего региона-донора от метрополии-королевства с фашистским прошлым.
Так что помимо собственного тупика — Каталония с Испанией загнали в моральный тупик ещё и Евросоюз, которому теперь будет как-то совсем невозможно учить далёкие страны гуманному обращению со своими сепаратистскими регионами.
…Пока что ситуация следующая: ближайшие выборы в Каталонии назначены (испанским премьером Рахоем) на 21 декабря.
Непонятно, будут ли допущены до выборов Пучдемон и его соратники-сепаратисты. Потому что если да — то они могут снова взять большинство, и снова возникнет пат.
А если нет — то Мадрид своими руками подтолкнёт мирных каталонцев к тому, чтобы перестать быть мирными.