Москва получает шанс добиться от Киева признания Крыма российской территорией
Сейчас в СМИ обсуждается вопрос о передаче Киеву оставленного в Крыму украинского вооружения. При этом боеприпасы подлежат утилизации на месте в присутствии украинских военных.
Суть истории вопроса. В апреле 2014 года началось возвращение Украине ее военной техники, оставшейся в Крыму. 16 июня передача техники была прекращена «до нормализации ситуации на Донбассе».
Всего было вывезено из Крыма более 2 тыс. единиц вооружения и военной техники, в том числе 32 корабля. Общая стоимость вывезенного превышает 1 млрд долл. В частности, было вывезено: авиационной техники – 75 единиц, кораблей – 32 единицы, автомобильной техники – 1341 единица, ракетно-артиллерийского вооружения – 120 единиц, бронетехники – 121 единица, техники связи – 201 единица, техники оперативного обеспечения – 302 единицы, техники тыла – 400 единиц.
Но здесь возникает вопрос: неужели в Кремле не знали, что с февраля 2014 года в Украине идет гражданская война? Убиты тысячи людей. Естественно, Киев значительную часть полученной из Крыма техники отправил в зону антитеррористической операции (АТО).
Любопытно, что в 2015–2016 годах над большинством стоявших в Севастополе украинских кораблей, включая подводную лодку «Запорожье», гордо реяли Андреевские флаги. Я их сам видел и фотографировал. Насколько было уместно поднимать тогда наши флаги, а теперь их спускать?
Сейчас российские политики и обыватели смеются – пущай Украина забирает свой хлам! Увы, к 2014 году средний возраст украинских кораблей был на 10–15 лет меньше, чем средний возраст кораблей Черноморского флота.
Украина располагает множеством верфей в Николаеве, Херсоне и Киеве, способных в кратчайший срок отремонтировать все возвращаемые из Крыма 17 кораблей. Кстати, судостроительный завод «Ленинская кузница», где строились многие корабли Военно-морских сил (ВМС) Украины, является собственностью президента Порошенко. Так что в случае передачи кораблей у того будет возможность увеличить свое состояние.
Но есть в этом деле и другой интересный момент. Вот, к примеру, знают ли в Кремле, что такое корабль управления «Славутич», находящийся ныне в Севастополе? Это разведывательный корабль проекта 12884 водоизмещением более 5 тыс. т, заложенный в июле 1988 года в Николаеве и введенный в строй в августе 1992 года. В украинских ВМС «Славутич» приспособили к выпуску боевых пловцов-диверсантов в подводном положении.
Да этот корабль для Украины и США ценнее, чем все остальные 16 стоящих в Севастополе кораблей. В родном Николаеве за три-четыре месяца его отремонтируют, выкинут все старое оборудование и заменят новейшей американской радиоэлектронной, гидроакустической и иной аппаратурой. Туда посадят полсотни американских операторов, и «Славутич» будет 11 месяцев в году дежурить у берегов Крыма, собирая всю нужную и ненужную информацию. Американцы не могут позволить себе такой роскоши, поскольку, согласно Конвенции Монтрё 1936 года, срок пребывания их кораблей в Черном море ограничен 21 днем.
Предположим, Киев из экономических соображений не будет восстанавливать возвращенные корабли, за исключением, конечно, «Славутича». Тогда все эти корабли пойдут на запчасти кораблям ВМС Украины. Кроме того, корабли могут быть использованы в качестве плавучих складов, плавказарм и т.д. Из них могут получиться прекрасные корабли-цели. Почему прекрасные? Да потому, что однотипные корабли еще состоят в российском флоте, и американцы смогут использовать возвращенные таким образом корабли в качестве мишеней, что позволит им получить реальные данные о живучести кораблей нашего флота.
Ну а вооружение с возвращенных кораблей может быть использовано в войне в Донбассе. Ведь не стоит забывать, что маневренная война там закончилась в 2015 году, на смену ей пришла война позиционная. А в такой войне корабельные орудия успешно проявили себя еще в Крымской и Первой мировой войнах.
Боеприпасы и запчасти Украине могут быть поставлены бывшими нашими союзниками по Варшавскому договору, а ныне верными натовцами Болгарией, Польшей и бывшей ГДР. Благо у них было множество однотипных кораблей, которые сейчас законсервированы.
Представим себе применение стационарной 76-мм установки АК-176 в районе Донецка. Дальность стрельбы – 15,7 км, темп – 120 выстрелов в минуту. Самое забавное, что АК-176 не подпадает под действие соглашения об отводе вооружений калибром более 100 мм, подписанного в сентябре 2015 года. А вот противолодочный комплекс РБУ-6000 («Смерч-2»), который находится на вооружении большинства украинских кораблей. Он с таким же успехом может применяться на суше против площадных и защищенных объектов. Фактически это тяжелая 12-ствольная система залпового огня. Дальность стрельбы – 6 км, калибр – 212 мм, а масса снаряда – 119,5 кг (почти в два раза больше, чем у «Града»).
А вообще говоря, в позиционной войне сгодится все, вплоть до кабелей, телефонов, дальномеров и иной корабельной утвари.
Ну а куда пойдут возвращенные из Крыма танки, боевые машины пехоты и десанта, а также иная бронетехника, различные артиллерийские системы и минометы, догадаться нетрудно.
А может, предложение вернуть корабли – это грамотный тактический ход? Такой объем техники нельзя передавать без соглашения на правительственном уровне. А в соглашении должен быть упомянут Крым. Ведь не с Кольского же полуострова вывозится оружие. И если Киев подпишет соглашение, где Крым упомянут как территория РФ, то можно скрепя сердце пойти на такие жертвы. А вот если Крым будет назван «оккупированной территорией» или непонятно чьей (то ли российской, то ли украинской, то ли турецкой), такой договор вместе с передачей вооружения будет вряд ли соответствовать интересам России.
В свою очередь, премьер-министр Украины Владимир Гройсман уже сделал встречное предложение: вместе с вооружением вернуть и сам Крым. «Его мы готовы принять в ближайшее время», – отметил глава украинского правительства.
Александр Широкорад