Недавно между Украиной и Белоруссией разразился «полноценный» шпионский скандал. В Комитете госбезопасности Беларуси официально сообщили о задержании гражданина Украины Павла Шаройко, которого подозревают в шпионаже, и в данный момент ведут с ним работу. Власти Беларуси также объявили персоной нон грата первого секретаря посольства Украины Игоря Скворцова, а Киев в ответ выслал из Украины белорусского дипломата с такой же должностью.
Шаройко, который проживал в Беларуси, арестовали 25 октября, а в его квартире прошел обыск. После чего его друзья и коллеги почти три недели не могли с ним связаться. 20 ноября представители КГБ Беларуси в ходе пресс-конференции подтвердили факт задержания Шаройко и сообщили, что, по их мнению, украинский журналист прикрывался своей профессиональной деятельностью, а на самом деле сформировал на белорусской территории сеть агентов, сообщавших ему информацию о военных объектах.
Представитель КГБ Дмитрий Побяржин заявил, что Шаройко признал свою вину и назвал своим куратором первого секретаря посольства Украины в Минске Игоря Скворцова. В результате дипломата объявили персоной нон грата и он был отозван в Украину.
Разведкой, как известно, занимаются все страны мира, и, соответственно, шпионские скандалы вспыхивают достаточно регулярно, причем случаи, когда они принимают публичный характер, скорее являются верхушкой айсберга. Чаще всего стороны, особенно если отношения между ними носят как минимум «партнерский» характер, стараются не выносить сор из избы, «не отравлять атмосферу двусторонних отношений», ведь «сегодня мы, а завтра нас».
А отношения Украины (постмайданной) и Белоруссии всегда были по меньшей мере доверительными, что неустанно подчеркивалось на самом высоком уровне. Понятно, что сочувствовать евромайдану Александр Лукашенко не мог от слова «никак», что он неоднократно подчеркивал в публичных заявлениях, но, судя по всему, не был он в восторге и от «крымнаш» и «Русской весны», увидев потенциальную угрозу для себя в столь активном «участии» России в событиях в сопредельном государстве.
Последнее наложилось и на общее стремление «Батьки» наладить отношения с Западом, поиграть в «многовекторность», что опять же должно было дать ему возможность чувствовать себя более независимо в отношениях с Россией, иметь на руках больше козырей для торга с последней, особенно в экономических вопросах.
Такой геополитический шпагат, который пытается исполнить Александр Григорьевич, оказался весьма кстати, когда начался поиск путей урегулирования. Минск оказался идеальной площадкой для мирных переговоров на высшем уровне, а для самого Лукашенко – уникальной возможностью выйти из статуса изгоя в «благородном» международном сообществе. Запомнилось, с каким благоволением и даже подобострастностью он встречал Ангелу Меркель и Франсуа Олланда, прибывших в Минск на известные переговоры, ведь другие ситуации, когда бы они могли оказаться в столице Белоруссии или же рядом с её лидером, в тот момент было очень сложно представить.
Известна и видеозапись разговора между президентами Украины и Белоруссии в кулуарах переговоров во время одного из перерывов. «Он очень грязно и нечестно играет», – жалуется Петр Алексеевич. – «Я знаю, все это поняли», – сочувственно вторит Александр Григорьевич.
В общем, у белорусского лидера были все основания считать себя большим другом Украины, особенно с учетом того, что такая позиция не могла не вызвать как минимум раздражения у главного союзника Белоруссии и, если называть вещи своими именами, – спонсора. И вот на этом фоне сначала последовали весьма резкие выпады со стороны высших должностных лиц Украины по поводу проводившихся российско-белорусских учений «Запад-2017» – они проводятся ежегодно и никогда раньше не вызывали особой реакции Киева.
«Министр обороны Украины Степан Полторак заявил, что российско-белорусские учения «Запад-2017» могут служить для развертывания ударных группировок российской армии. Их Россия может использовать для наступления на Украину, добавляет секретарь СНБО Александр Турчинов. Россияне на территории Беларуси создают условия для нападения на Украину, уверен глава СБУ Василий Грицак».
В принципе, можно отнестись с «пониманием» к опасениям украинской стороны относительно военной активности России возле своих границ, но в каком параноидальном мозгу могли возникнуть опасения российского вторжения через территорию Белоруссии, учитывая позицию Минска?
Понятно, что уже это изрядно отравило украино-белорусские отношения и можно только представить реакцию Александра Лукашенко, человека, как известно, весьма эмоционального, на то, что украинские спецслужбы вели на территории его страны свою специфическую деятельность. Поэтому спустить дело на тормозах не удалось, хотя то, что о задержании Шаройко стало известно общественности только три недели спустя, ясно указывает, что такие попытки делались.
Но что «искал» украинский разведчик в Беларуси? Специалисты напоминают о расположенных на белорусской территории военных объектах РФ. Это радиотехнический узел Ганцевичи под Барановичами (радиолокационная станция «Волга»), который следит за ракетными пусками на дальности до 5000 км, наблюдает за космическими объектами на орбитах Земли и интегрирован в Систему предупреждения о ракетном нападении и замыкается на «ядерный чемоданчик» президента РФ. А также Вилейкинская радиостанция сверхдлинноволнового диапазона «Антей», которая обеспечивает связь Главного штаба ВМФ России с атомными субмаринами, которые несут боевое дежурство в Атлантическом, Индийском и Тихом океанах.
Понятно, что интересов безопасности Украины эти объекты совершенно не затрагивают, зато крайне интересны известной «третьей державе», с которой у Украины весьма тесные отношения, в том числе и на уровне спецслужб. Вряд ли это в глазах Александра Григорьевича стало смягчающим обстоятельством, скорее наоборот.
И на этом фоне обращает внимание крайне вялая реакция официального Киева на шпионский скандал. Он ограничился «симметричной», но проведенной без лишнего шума высылкой первого секретаря белорусского посольства в Киеве, да и все… Никаких громких официальных заявлений не последовало.
По имеющейся у нас информации, указание «спустить эту историю на тормозах» дал лично Порошенко. Причина вроде бы очевидна – интереса получить в лице белорусского коллеги еще одного врага у него нет. Благожелательно-нейтральная позиция Минска для Киева наиболее оптимальный вариант, кроме того, Минск остается удобным посредником между Киевом и Москвой в тех или иных деликатных ситуациях. Причем не только в политике – Беларусь выглядит идеальным во всех отношениях посредником во взаимовыгодных, а порой и жизненно необходимых экономических отношениях с Россией, вести которые напрямую все проблематичнее из-за давления «патриотов» и нагнетаемой ими истерии.
Но есть и еще один, личный и «деликатный» момент. Очевидно, что события последнего времени заставляют Петра Порошенко все чаще задумываться о своей дальнейшей судьбе. И перспективы выглядят не блестящими. Все меньше шансов не только на переизбрание, но и досидеть в президентском кресле до конца нынешней каденции. Еще более туманной выглядит возможность «спокойно дожить свой век» на Украине после ухода из активной политики, причем независимо от того, какой режим придет ему на смену.
Более того, приход новых «патриотов», пожалуй, наиболее опасен для Порошенко, ведь для них он является идеальным козлом отпущения, главной, если не единственной причиной того, что после евромайдана «что-то пошло не так», тем паче, что основные обвинения в его адрес сводятся к коррупции. Спустить их на тормозах сменщикам Порошенко будет крайне сложно, и при всем желании (а оно весьма сомнительно) общество будет требовать «крови», в том числе и в доказательство того, что новые правители не такие, как предыдущие.
Эти же обстоятельства делают весьма проблематичным получение убежища в одной из стран «коллективного Запада». Для них также режим Порошенко уже становится главным объяснением, почему «революция достоинства» на Украине не принесла ожидаемых плодов. А терпят Порошенко исключительно из политической необходимости, но крайне им раздражены, да и в целом не любят «мараться» защитой своих слуг, которые «вышли в тираж», ведь это подрывает имидж высокоморальных, построенных на господстве закона, непримиримых к коррупции и прочим нехорошим делам демократических государств. Так что, если и примут, то никаких гарантий, что не удовлетворят требования о выдаче со стороны очередных «демократических» правителей Украины.
На Банковой «Ростов», если и рассматривается, то как совсем уж крайний вариант, а значит, остается надежда на государство, из которого «выдачи нет», особенно на Запад, которое старается демонстрировать свою независимую по отношению ко всем позицию, руководство которого не растеряло полностью обычных человеческих качеств, не готово цинично указать на дверь недавнему партнеру и коллеге, наконец, до которого проще добраться в случае совсем уж форс-мажорных обстоятельств.
Белоруссия под такие «параметры» подходит практически идеально, и можно напомнить, что именно там нашел пристанище экс-президент Киргизии Курманбек Бакиев. Так что «бить горшки» с Минском Петру Порошенко совершенно не с руки. Вопрос только в том, в состоянии ли он остановить не только публичную риторику, но и ту «недружественную деятельность» в отношении Белоруссии, из-за которой и разразился нынешний скандал.
Ну и еще не стоит забывать, что Петру Алексеевичу, несмотря на его непримиримую риторику для украинских патриотов, на фоне его нарастающих проблем необходим надежный канал связи с Владимиром Владимировичем. Не ради «зрады», а ради решения личных проблем. И Александр Григорьевич как раз представляет собой такой надежный канал связи с российским президентом.
Дмитрий Славский