Последние лет пять о Новохоперском районе Воронежской области говорят, прежде всего, в разрезе предстоящей разработки никелевых месторождений. Особенно – экологические активисты, ряд которых убежден в угрозе, которую несет окружающей среде эта перспектива. Однако уже сегодня в районе имеется угроза, которая несет куда больше перспективного вреда для новохоперцев и экологии района.
«Обвальное» дело
Поселок Елань-Коленовский. Территория, прилегающая к сахарному заводу, входящему в группу компаний «Продимекс». Здесь расположен один из крупнейших на востоке региона песчаных карьеров. Причем, объект не числится ни у кого на балансе, лицензия на его разработку никому не выдавалась.
– Мы приезжали сюда в октябре 2015 г., – вспоминает заведующий кафедрой гидрогеологии, инженерной геологии и геоэкологии геологического факультета ВГУ, доктор геолого-минералогических наук, профессор, председатель Общественного Совета по контролю за комплексным освоением никелевых месторождений при Воронежской областной Думе Виктор Бочаров. – И тогда нам устроил настоящую экскурсию по незаконным карьерам замглавы районной администрации Алексей Рыженин, вскоре после этого назначенный главой Грибановской райадминистрации (подал в отставку с нового поста 28 сентября – прим. ред.). То, что мы увидели возле сахарного завода, просто потрясло наше воображение.
Что же именно открылось взору профессора в октябре 2015-го? Мощный карьер промышленного типа – не огороженный, без охраны. По некоторым его склонам уже образовались свалки – люди возят сюда весь свой мусор, не обременяя себя его утилизацией на полигонах. Разработка подошла уже так близко к проезжей части автодороги, что начался ее обвал. Более того – карьер разросся и в сторону железной дороги.
– Я даже не говорю о том, что из-за отсутствия мер безопасности сюда не исключено падение человека, который, например, заблудится в темноте, – говорит Виктор Львович. – Налицо уже угроза и железнодорожному сообщению! И это – не говоря о еще одной угрозе, которую представляют для местной экологии очистные сооружения завода – находящиеся в непосредственной близости от реки и отстойники которых река затапливает при половодье!
Как стало известно корреспонденту «Обозреватель.Врн», карьер этот существует здесь долгие годы. И его разработка ведется на полузаконных основаниях – в частности, заинтересованным лицам местная администрация выдает разрешения на использование местного песка для социальных нужд. Например, отсыпки дороги или благоустройства кладбищ к Пасхе. Впрочем, глядя на размеры карьера, становится понятно, что из этого песка можно было бы сделать основание для всех дорог, проходящих по Новохоперскому району.
Красное и белое
Схожая ситуация сложилась и в новохоперском с. Алферовка, где, как «Обозреватель.Врн» сообщал ранее, также появился гигантский карьер – песок из которого использовался якобы для нужд строительства нового психоневрологического интерната, возведенного взамен сгоревшего. «Якобы» – потому что было доказано: песок отсюда использовался в коммерческих целях далеко за пределами района. А разрабатывался – без лицензии, которую нужно получать в департаменте природных ресурсов и экологии Воронежской области, просто по постановлению главы местной администрации. В департаменте, к слову, смогли даже определить ущерб, возникший от этих действий – более 8 млн руб. Правда, предъявить его не смогли никому – за неимением виновных.
Впрочем, по словам Виктора Бочарова, тех, кто незаконно разрабатывает карьеры, найти не так уж и сложно.
– Город Новохоперск, да и весь Новохоперский район в целом – не такие большие населенные пункты, чтобы там могла затеряться тракторная тележка, груженая песком, – уверен он. – Достаточно посмотреть, кто везет песок, и можно быть уверенным: он – ворованный. В районе есть только одно предприятие, работающее на законных основаниях, и у него песок – очень высокого качества, приближенный к стекольным. Он – белый. В остальных же местах он ожелезнен, цвет – буро-красный. Его сразу видно.
Но, похоже, найти незаконных «копателей» для местных властей – задача не из самых простых. Виктор Бочаров рассказывает еще о целом ряде карьеров, обнаруженных в районе, о разработчиках которых местные власти не знали ничего. Например, в черте самого райцентра, возле его района, названного Кочерга, есть еще один объект, разработка которого, по словам профессора, ведется просто варварским способом.
– Буквально в 300-500 м от домов кто-то вырыл глубочайшую яму, – вспоминает он. – Разрабатывая пласт, эти люди дошли до лесополосы. Ну не бросать же прибыльный бизнес из-за каких-то деревьев! Посрубили их, бревна просто так оставили, они, наверное, по сей день там валяются. Рыженин говорил, что в райадминистрации подозревают цыган, однако мы никого там не обнаружили: ни людей, ни техники. Хотя следы от колес были свежими.
Не нашли никого за разработкой приезжие и возле других карьеров, коих в районе они насчитали примерно два десятка. Хотя все указывало на то, что работа здесь кипит регулярно.
– У нас еще тогда возникло предположение, что людей кто-то предупредил о нашем приезде, – вспоминает Виктор Бочаров. – Уж слишком подозрительным был тот факт, что при наличии свежих следов ни в одном из карьеров никто не брал песок.
Хищения без ущерба
Однако, как выясняется, районным властям и правоохранительным органам прекрасно известно о том, кто занимается разработкой недр на подведомственной территории без лицензии. Как выяснили корреспонденты «Обозреватель.Врн», примерно в то же время, как делегация во главе с Виктором Бочаровым посетила Новохоперский район, директор одного из местных ООО направил в полицию два заявления о незаконной добыче песка в границах сел Бурляевка и Желтые пруды.
Проведенная правоохранительными органами проверка не только подтвердила факт добычи песка без лицензии и выявила имена всех фигурантов процесса, но и также подтвердила наличие разрешения на проведение этих работ, выданного органами местного самоуправления (хотя, повторим, законодательство требует получение лицензии в органе исполнительной государственной власти), а кроме того – несоответствие добытого песка техническим требованиям, предъявляемым к проведению тех работ, ради которых он брался.
Но – удивительное дело – выяснилось, что району никакого ущерба данные действия не нанесли (экология – это, видимо, не считается), соответственно, заявителю в возбуждении уголовных дел было отказано. Но – материалы проверки переданы в департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области для возбуждения дела об административном правонарушении. Которое в департаменте возбудить уже не могли – пока полицейские разбирались, что к чему, вышел срок привлечения нарушителей к административной ответственности.
Так что, выходит, ущерб (в виде свалок, вырубленных лесополос, вскрытых водоносных горизонтов) имеется, но местная власть его не признает. Те, кто этот ущерб наносит, известны, но из-за формального отсутствия претензий районных властей уголовные дела в отношении них не возбуждаются. Может ли при таких раскладах районная администрация не знать, каким образом на подконтрольной ей территории появляются незаконные песчаные и иные карьеры?
– Я думаю, местные власти все прекрасно знают, – уверен Виктор Бочаров. –Видимо, либо они просто не хотят этим заниматься, либо у них есть в этих хищениях личный интерес.
Так что теперь у небезразличных новохоперцев есть только один шанс дождаться справедливости в этом вопросе – если начнет реализовываться постановление губернатора Алексея Гордеева об ответственности руководителей муниципалитетов за незаконную добычу полезных ископаемых. Впрочем, для этого нужно сначала, чтобы департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области активизировал свою работу по поиску таких карьеров. А с этим могут возникнуть сложности. Ведь незаконных объектов на территории региона может быть сотни, если не тысячи. А инспекторов в структурном подразделении облправительства – раз-два и обчелся.
Юрий Бабаян