Адвокат Коэн, долгие годы защищавший интересы Дональда Трампа и готовый, по его словам, «принять за него пулю», предал своего клиента. Это предательство грозит обойтись Трампу очень дорого – речь теперь идет об импичменте. Какова вероятность, что вторая в истории США попытка отстранить президента от власти с помощью секс-скандала увенчается успехом?
«Если кто-то ищет хорошего адвоката, я бы сильно рекомендовал не пользоваться услугами Майкла Коэна!» – с таким сарказмом откликнулся Дональд Трамп в среду на скандал в Манхэттенском суде. Трамп также написал, что Коэн «признал вину по двум пунктам финансовых нарушений в предвыборной кампании, которые не являются преступлениями» (цитата по Би-би-си).
Ранее в среду стало известно: Майкл Коэн заявил под присягой, что Трамп велел ему «заплатить женщинам с целью повлиять на выборы».
Поскольку Коэн теперь оказался на скамье подсудимых, у него есть собственный адвокат – Лэнни Дэвис. И теперь на Трампа в прессе от имени Коэна нападает именно Дэвис. «Если эти платежи были преступлением Майкла Коэна, то почему они не были преступлением Дональда Трампа?» – цитирует Дэвиса РИА «Новости».
Действующий адвокат Трампа Руди Джулиани парировал: «Действия господина Коэна отражают историю лжи и нечестности». Он также подчеркнул, что в деле против Коэна по-прежнему нет никаких улик против Трампа.
Позднее в интервью телеканалу «Фокс ньюс» сам Трамп заявил, что это лично ему, а не его предвыборному штабу, принадлежали сотни тысяч долларов, на которые Коэн купил молчание двух женщин, называющих себя любовницами Трампа. Таким образом, ни о каком нарушении правил финансирования избирательных кампаний и речи идти не может. Причем, по словам Трампа, он узнал о выплатах только после того, как они были сделаны.
Вот уже полтора года (с тех пор как занял Белый дом) Трамп успешно отражал все атаки демократов и спецпрокурора Роберта Мюллера. Враги методично копали под президента, пытаясь найти следы пресловутого «сговора с русскими». Все эти попытки раз за разом проваливались. Но теперь расклад сил, похоже, меняется – на сторону противника перебежал Коэн, выдав демократам долгожданный повод запустить против Трампа импичмент. А ведь когда-то Коэн прилюдно клялся, что готов «принять пулю за Трампа».
Сыщики инкриминировали Коэну неуплату налогов и другие махинации, что грозило сроком в 65 лет тюрьмы. Тогда Коэн оформил явку с повинной в ФБР, пошел на сделку в суде и официально признал свою вину. Дело слушается в Нью-Йорке, в Манхэттенском федеральном суде.
И вот теперь Коэн, будучи под присягой, сознался в таком преступлении, как нарушение правил финансирования предвыборной кампании. Нарушение выразилось в нецелевом использовании средств. Согласно показаниям адвоката, часть из них была выплачена за молчание двум женщинам, заявляющим о своей интимной связи с президентом США, поясняет ТАСС.
Поскольку компромат мог повлиять на исход выборов, стало быть, Трамп нарушил правила финансирования своей предвыборной кампании, взяв деньги из фонда. Если так, это уже серьезное преступление, повод для отрешения главы государства от должности. Такова логика противников Трампа.
«Это дело, конечно, будет иметь политический резонанс, но юридически это дырка от бублика. Пока не установлено, каким образом производилась давняя транзакция. Свидетельство, которое имеется в распоряжении Мюллера, – это лишь слова самого Коэна, чья репутация уже серьезно подорвана, потому что он в свое время говорил прямо противоположное», – считает американист Дмитрий Дробницкий.
Действительно, ранее тот же самый Коэн не раз публично утверждал, что вообще ничего не платил женщинам, а все их рассказы о романах с Трампом – фантазии.
Кроме того, отмечает американист, явно нарушена адвокатская конфиденциальность. «Коэн был связан адвокатской клиентской тайной, как в Америке говорят, «привилегией». Соответственно, его свидетельство не может быть принято судом уже на этом основании, – говорит Дробницкий. – В любом суде это дело рассыпалось бы сразу или затянулось бы на годы. Это не то, за что можно угодить под импичмент».
По его словам, такого рода соглашения о неразглашении американские политики заключают очень часто, например, со своими бывшими сотрудниками, и еще никогда они не квалифицировались как high crimes, то есть преступления высшей степени. А только такие преступления могут быть основанием для импичмента.
Впрочем, все зависит от выборов, полагают эксперты. Если республиканцы сохранят за собой на ноябрьских выборах обе палаты парламента, то импичмента не будет.
«А если палата представителей окажется в руках демократов, они в любом случае начнут процедуру импичмента, вне зависимости от того, будут ли у них в руках доказательства серьезных преступлений Трампа», – предсказывает Дробницкий. – Пока ситуация подвешена в воздухе».
Тем временем адвокат бывшего адвоката Лэнни Дэвис решил добавить в скандал интриги, намекнув, что Коэн будет «более чем счастлив» ответить на вопросы Мюллера по самому интересному поводу – о возможном сговоре между избирательным штабом Трампа и Москвой. Он намекнул, что его клиент может поделиться информацией о том, знал ли заранее Трамп о хакерской атаке, погубившей репутацию его соперницы Хиллари Клинтон.
Демократическая либеральная пресса в среду хором вышла с заголовками типа «Черный день Трампа». Дело в том, что сенсационное признание Коэна по странности (может, и неслучайно) совпало с другой неприятностью для Трампа. Присяжные на другом процессе, в суде одного из городов штата Вирджиния, признали виновным в налоговых махинациях Пола Манафорта, возглавлявшего предвыборный штаб будущего президента. Манафорт стал одной из первых жертв в охоте, которую ведет Мюллер. Но, в отличие от предателя Коэна, Манафорт своего бывшего босса «сдавать» не спешит.
Либеральная пресса вслух подозревает, что Манафорт пока держится, поскольку ему обещано помилование. Пресс-секретарша президента Сара Сандерс в среду на всякий случай повторила, что вопрос о таком помиловании в Белом доме на повестке не стоит.
Олег Москвин,
Юрий Зайнашев