Политолог Досым САТПАЕВ объяснил, почему Казахстан не должен поддерживать инициативу о солидарном ответе на санкции в рамках ЕАЭС.
Накануне стало известно, что по российской инициативе в рамках ЕАЭС прорабатывают возможность совместно вводить экономические меры против третьих стран. Рассчитано это для того, чтобы на ущемление экономических интересов одной из участниц союза ответные меры вводили все страны ЕАЭС, а не только та, что понесла ущерб. Сейчас рассмотрением этого предложения по поручению премьер-министров входящих в союз государств занимается Евразийская экономическая комиссия.
Предложение о солидарном ответе на санкции стран ЕАЭС мотивируется тем, что «практически у каждой страны ЕАЭС есть ситуации, в которых ее «дискриминируют вне правовых точек».
В связи с этим корреспондент медиа-портала Caravan.kz обратился к известному казахстанскому политологу Досыму САТПАЕВУ, дабы он объяснил, что сулят Казахстану подобные российские инициативы.
- Почему все это преподносится так, будто санкции могут коснуться любой страны из ЕАЭС, а не только России?
- Россия занимается словесной эквилибристикой, пытаясь свою головную боль перекинуть на других членов Евразийского экономического союза. Сейчас все хорошо понимают, что те проблемы, которые возникли у ЕАЭС, изначально были заложены в этой организации. Всё потому, что Россия изначально рассматривала этот проект только лишь как политический, а не как экономический. Из-за этого последние четыре года, с момента создания объединения, постоянно возникают разногласия и взаимные обвинения.
Всем было понятно, что санкционная война России со странами Запада прямо или косвенно отразится на других участниках ЕАЭС. Это ещё и привело к тому, что Россия моментально начала обвинять Казахстан и Беларусь в реэкспорте запрещенных товаров, тут же стали создавать преграды для экспорта казахстанских товаров на российских рынок.
Буквально на днях российская сторона заявила, что может ввести запрет на сельскохозяйственную продукцию из Казахстана, объясняя это тем, что не были объединены российская и казахстанская таможенные системы, проводящие проверки провозимой продукции. Также это объясняется подозрениями России в том, что часть этих товаров может быть не казахстанского, а зарубежного производства.
Выходит так, что Россия свои проблемы перекладывает на другие страны и подает это как общее благо. Но на самом деле если у наших государственных мужей не хватит ума и они поддержат эту инициативу, то это вызовет для нас большую проблему, потому что в отличие от России у Казахстана внешняя политика многовекторная не только в дипломатическом плане, но и с точки зрения экономических отношений.
Понятно, что у России сейчас очень серьезный торгово-экономический конфликт в первую очередь с США, а также с большинством стран Евросоюза. Но представьте, что для Казахстана торговый партнер номер один – это Европейский союз. Это не Россия и не Китай даже, именно Евросоюз. Основные объемы казахстанской нефти, которую мы продаем в западном направлении, покупают европейские страны: Италия, Швейцария и так далее.
- Как Казахстан должен реагировать на эту инициативу?
- Если исходить из этой ситуации, то нам абсолютно невыгодно подписываться под эту инициативу, которая просто-напросто будет загонять нас в угол. И при этом мы не будем иметь никаких дивидендов, а лишь одни проблемы.
Я думаю, что для Казахстана данное предложение очень опасно. Мы не должны это поддерживать не только с точки зрения экономического ущерба для нашей страны, но и с точки зрения дипломатической. Ведь если мы поддержим эту инициативу, то завтра Россия будет настаивать на поддержке более жестких позиций по отношению к Западу, а послезавтра Россия вдруг потребует, чтобы Казахстан, как член ОДКБ, стал активно выступать против сотрудничества с Западом и начал активно позиционировать себя как противника НАТО и США в военно-политической сфере. Получается, что Россия будет втягивать нас в конфронтацию.
- Понимает ли российская сторона, что это предложение втянет остальные страны ЕАЭС в санкционные войны?
- Проблема российской стороны в том, что за последние несколько лет стали крайне узколобыми и начали делить мир только на своих и чужих. Логика у них очень примитивная и простая, практически пещерная. Они думают: раз вы входите в ЕврАзЭС, раз мы все в этой лодке, то вы обязаны поддерживать российскую позицию, раз вы все заявляете, что мы партнеры.
Такие же обвинения звучали в адрес Казахстана по поводу нашего членства в ОДКБ. Если вспоминать конфликт между Россией и Турцией, тогда армянская сторона неожиданно заявила от имени всех членов ОДКБ, что все мы полностью поддерживаем Россию в этом конфликте. Тогда, я помню, Беларусь, Кыргызстан и Казахстан выразили протест, заявив о том, что никто внутри ОДКБ не имеет права выступать от имени этих государств, ведь у всех своя собственная внешняя политика. И тогда эта позиция тоже вызвала негативную реакцию со стороны России.
- Если Казахстан откажется поддерживать инициативу с солидарным ответом на санкции, то каковой будет реакция России на этот раз?
- Я думаю, что это будет такая же истеричная реакция, как это было по поводу введения латиницы. Или соглашения между США и Казахстаном по поводу каспийских портов, которое было перевернуто с ног на голову, и объявили, что чуть ли не американские базы будут на территории нашей страны.
Поэтому, скорее всего, внутри России будет примерно такая же риторика, мол, вот Казахстан и Беларусь вновь решили воткнуть нож в спину России, опять решили не поддержать, и все в таком духе.
Нас опять будут поливать грязью в том плане, что мы не демонстрируем свою преданность России в её внешнеполитических конфликтах. Хотя очевидно, что мы, как суверенное государство, совершенно в этом не заинтересованы. Ведь от этого для нас будет больше проблем, чем выгоды.
- Какова вероятность, что Россия попытается использовать свои рычаги давления относительно Казахстана, чтобы все-таки ввести механизм с солидарным ответом на санкции?
- Ну опять же, чем Россия может на нас надавить? В принципе, у неё рычаги есть, но не так много, в отличие от Беларуси. Известно, что пока основные потоки казахстанской нефти идут через Россию. Но Каспийский трубопроводный консорциум может это решить.
С другой стороны, Россия тоже понимает, что чрезмерное давление на Казахстан может привести к потере доверия со стороны одного из немногих государств постсоветского пространства, которое ещё более или менее удерживает с Россией партнерские отношения. У России вообще друзей не осталось на постсоветском пространстве, их количество сокращается. Большое недоверие растет к российской стороне.
Даже из стран Центральной Азии у России осталось только два партнера – это Казахстан и Кыргызстан. При этом последние сейчас более приближены к России, чем мы.
Я думаю, если Россия по глупости попытается надавить на Казахстан, то это принесет больше вреда ей самой. РФ и без того уже умудрилась подпортить отношения со многими странами, с братскими славянскими народами, с Украиной, теперь вот с Беларусью возникают постоянные трения. Поэтому мне кажется, что в этом плане Россия должна понимать, что в её интересах на постсоветском пространстве не плодить новые трения и конфликты, а пытаться учитывать интересы других стран, в том числе и Казахстана.
- Если представить, что этот механизм все же будет введен, то можно предположить, что США и Евросоюз будут вводить санкции уже не только против России, а против всего ЕАЭС?
- Если мы это поддержим, то нас будут воспринимать как сторонников России, сторонников аннексии Крыма или сторонников вмешательства России в выборы других стран.
Таким действием, которое, казалось бы, напрямую с этим не связано, нас будут подозревать в том, что косвенно во всех этих делах мы Россию поддерживаем.
Последние санкции против России ввели из-за дела Скрипалей. И если мы поддерживаем Россию в её ответных мерах, то получается, что мы полностью поддерживаем РФ в её конфликте с Великобританией касательно дела Скрипалей. Тогда мы автоматически попадаем в зону риска, и нас будут подозревать как сообщников, которые в этом плане Россию морально поддерживают.
Естественно, для нас это невыгодно, ведь у нас в Казахстане работают как крупные американские компании, так и британский бизнес здесь присутствует. Тем более мы создали Международный финансовый центр «Астана», который в идеале должен привлекать иностранных инвесторов в Казахстан.
Понятно, что такие действия нанесут серьезный удар по репутации Казахстана.