Судя по истерике вокруг ядерной программы КНДР, американцы готовятся к худшему развитию событий. Причем, судьба Южной Кореи их волнует уже постольку поскольку, разве что как первый эшелон противоракетной обороны и сухопутный плацдарм для войны с Северной Кореей. Видимо, это заставило президента южан Мун Чжэ Ин обратиться к Владимиру Путину с просьбой «укротить безумца» Ким Чен Ына.
Однако в американском экспертном сообществе, финансируемом истеблишментом, все чаще появляются мнения, что «Ким — очень умный и прагматичный человек». В частности, лидер «северян» отлично ориентируется в инновациях и в экологии.
Такую оценку дал руководителю КНДР Институт международной экономики Петерсона, изучив отзывы о достижениях «нации изгоев». В частности, Северная Корея обрела технологию скоростного строительства небоскребов с использованием самых строгих «зеленых» стандартов. А председатель совета министров КНР Пак Пон Чжу вообще заявил, что такие темпы возведения высотных зданий впечатляет больше, чем 100 атомных бомб, которые есть в КНДР.
Именно поэтому ряд вашингтонских аналитиков предполагает, что ядерного удара по Сеулу не будет. Мол, умный Ким Чен Ын, с большой долей вероятности, не пойдет на радиоактивное заражение Корейского полуострова. Значит, удар возмездия он обрушит на Японию, тем более что ракеты армии «северян» легко добьют до Страны восходящего солнца.
Такое развитие событий (если оно случится — авт.) будет иметь для Соединенных Штатов самые разрушительные последствия. Дело в том, что японцы обеспечивают американский ВПК, а через него — гражданскую промышленность, почти половиной всех прорывных технологий. И напротив — устранение Японии с международного инновационного рынка сделает Китай безусловным лидером в области новейших технологий.
Виктор Дэвис Хэнсон, известный вашингтонский эксперт и профессор, награжденный в 2007 году лично президентом США Национальной гуманитарной медалью, прямо утверждает «ядерный арсенал Ким Чен Ына — это, безусловно, в значительной степени продукт китайских технологий и коммерческих связей». Он ссылается на аналитические записки американских спецслужб и на личные разговоры с самыми высокопоставленными чиновниками Госдепа и Пентагона. И все они назвали Северную Корею «главной экзистенциональной угрозой для США».
Об этом Виктор Хэнсон написал в своей статье «Если отбросить русскую карту», опубликованной на страницах National Review.
«Нас, американцев, сильно раздражают ежедневные высказывания Кима о применении ядерного оружия против западного побережья США, а также против Японии и Южной Кореи, — пишет Виктор Хэнсон. — Даже если эти оскорбительные термоядерные угрозы являются пустым звуком, они буквально „сжирают“ ресурсы США. Пентагон тратит огромные деньги на развертывание и боевую готовность войск в районе потенциального конфликта. А Госдеп вынужден сосредоточиться на дипломатических мерах против Пхеньяна, забыв об остальных проблемах».
На этом фоне отказ Пекина поддержать Вашингтон в вопросе введения нефтяного эмбарго выглядит вполне логичным, считают в США. Глупо было бы ожидать от председателя Си другого решения, поскольку при «ядерном» Киме 1416-километровая граница, разделяющая Китай и Северную Корею, надежно закрыта от американского плацдарма, каким является Южная Корея. Другими словами, Белый дом понимает озабоченность лидеров Поднебесной. Однако после 6-го ядерного испытания, баланс сил в этом регионе резко изменился. И если раньше Пекин торговался, то сейчас занял резко отрицательную позицию, причем поддержанный им режим международной торговой блокады в отношении КНДР не сказывается на уровне жизни «северян».
Штаты на сто процентов уверены, что не обошлось без огромных вливаний со стороны покровителя в Северную Корею, которая еще недавно представляла собой «экономический пустырь». Иначе бы в этой стране сегодня не было бы современной промышленности и развитой инфраструктуры.
Профессор Принстонского университета, ведущий ученый в области интеллектуальной истории Поднебесной Бенджамин Эльман считает:надо учитывать и тот факт, что КНДР для КНР все равно, что сводный младший брат, а китайцев и корейцев-«северян» (да и «южан» тоже) объединяет непримиримая ненависть по отношению к японцам. Злость на самураев остается запредельной даже у респектабельных и уравновешенных политиков и бизнесменов, не говоря о простых людях.
Пекин требует от Токио покаяния за военные преступления императорской армии в Нанкине и за «китайских женщин для самурайских утех». Свои исторические счета есть и у корейцев. Однако Страна восходящего солнца игнорирует эти требования. Другими словами, в КНР не сильно расстроились бы, если бы Ким Чен Ын выполнил свои угрозы в адрес Японии.
В этих условиях Соединенные Штаты стремятся заручиться поддержкой союзников, нейтралов и даже врагов, чтобы любой ценой уравновесить Китай и Северную Корею. По словам Виктора Хэнсона, Америка ведет секретные переговоры с Индией о совместных шагах против КНР. При этом даже влиятельным ультраправым ястребам-русофобам в Вашингтоне становится ясно, что без России вообще ничего не решить. «Конфликт с Москвой означает реально упущенную возможность, — констатирует эксперт — На вопрос, чем Россия могла бы помочь Америке в северокорейском вопросе, ответ вроде бы простой — „немногим“. Но это „немногое“ заморозило бы проблему».
Что Путин пожелал бы в обмен на восстановление баланса? Американское экспертное сообщество уверенно, что российский президент, конечно, потребовал бы международного признания Крыма территорией РФ, промосковский контроль над Восточной Украиной и нейтралитет по отношению к Асаду. По сути, то же самое, что хотят сегодня Соединенные Штаты в своем тихоокеанском подбрюшье — мира и контроля в Южной Корее и в Японии.
«Многих американцев начинает ужасать мысль, что мы могли начать войну из-за Крыма — в год 75-летия нацистского захвата русского Севастополя и чудовищного уничтожения героического гарнизона», — вот так, оказывается, могут говорить янки, когда им очень надо.
Проблема Трампа заключается в том, что президент США оказался на политическом минном поле, установленном хитрым Обамой в отместку за поражение на выборах, уверены читатели National Review. Большинство из них считает, что разыграть русскую карту в северокорейской игре мешает ложная оценка ситуации на Украине.
«Что важнее — передача России никому неизвестных до недавнего времени исконно русских областей на Украине, или угроза ядерной войны, в которой могут погибнуть десятки миллионов японцев и корейцев? Посмотрите на карту мира. Русские хотят только свое, и это нормально. Кажется, всем всё ясно, кроме „говорящих голов“ в Вашингтоне и в Киеве. Если Путин сможет заморозить этот конфликт, то флаг ему в руки. В конце концов, у него получилось в Сирии».
«Нынешняя граница между Украиной и Россией, признанная на международном уровне, была проведена в 1953 году, когда обе страны были частью единой нации. Следовательно, сделано это было не с такой же осторожностью, как, к примеру, между Францией и Германией. Это более похоже на ту „серьезность“, которую мы проявили, когда нарисовали границу между Нью-Мексико и Аризоной».
Судя по публикациям заокеанских аналитиков, которые ранее не были замечены в симпатиях к России, в США — в связи с кризисом на Корейском полуострове, начинают по-новому смотреть и на события вокруг Украины. Безусловно, инерция политического мышления американской элиты еще долго будет портить отношения между нашими странами. Но ясно одно: Вашингтону, хочет он того или нет, придется кооперироваться с Москвой по северокорейской проблеме. Иначе Япония и Южная Корея и впрямь могут быть атакованы ядерными бомбами загнанного в угол Ким Чем Ына. И ответственность за это придется нести Соединенным Штатам, взявшим на себя гарантии безопасности своих союзников.
Александр Ситников
Фото: AP/TASS