Бывший олигарх Михаил Ходорковский назвал пять способов, которые Москва может использовать для вмешательства в парламентские выборы в Германии. Причем особенно не комплексовал и дал волю полету фантазии.
Итак, что же это за способы? Их пять: дезинформация, коррупция, провокация, убийства и терроризм. Об этом экс-глава ЮКОСа заявил германскому изданию Welt am Sonntag. При этом Ходорковский оговаривает, что трудно оценить, как далеко Кремль хочет зайти в ФРГ. Хотя при этом удивлен тем, «какие усилия прикладывает», дабы вмешаться в германские выборы.
Вот как у него так получается? Ляпнуть про «пять способов» — это без проблем, всегда пожалуйста. А каким-либо образом пояснить, что под этим подразумевается, — так кто ж его знает, что там у кремлевских чиновников на уме, у них и спрашивайте, если что. Не сказать, что ход мыслей оригинальный, но в общем и целом можно было бы ожидать от господина Ходорковского более развернутых рассуждений, коль скоро он выступает с претензией на лидерство в интеллектуальной, так сказать, части российской либеральной оппозиции.
И вообще, коль скоро бросаешься такими словами, то стоило бы пояснить, что имеется в виду и какие есть подтверждения. В противном случае не остается ничего другого, как назвать бывшего владельца ЮКОСа пустомелей.
Впрочем, есть еще вариант, что это в Welt am Sonntag так комментарий экс-олигарха порезали, оставив от него лишь несколько фраз. Подчеркнули, так сказать, серьезность ситуации, хоть и выдуманной. Хотя давно уже известно, что чем большую чушь выскажет какой-нибудь «специалист по России», да еще с многолетним оппозиционным стажем, тем больше вероятность, что на нее обратят внимание в прессе.
Ну а если все же нет, и германская газета ничего не переврала, то получается, что Ходорковский пытается встроиться в кампанию по поводу российского «вмешательства» в выборы. Чего он хочет этим добиться, не совсем понятно: тема эта подходит для внутриполитических конфликтов, что нагляднее всего показывает пример США. Но едва ли там кого-либо всерьез интересует мнение бывшего российского олигарха на этот счет. А уж какую пользу можно извлечь применительно к внутрироссийским делам — загадка.
Тема «российского вмешательства» в выборы в той или иной степени популярна в некоторых западных странах. Впрочем, в абсолют она была возведена только в Соединенных Штатах. Во Франции после президентских выборов тема тихо сошла на нет: там, как известно, в итоге никакого «вмешательства» России не обнаружили. Хотя в окружении нынешнего президента Эммануэля Макрона во время избирательной кампании по этому поводу рассуждали очень охотно.
Собственно, до сей поры и в Соединенных Штатах не предъявили сколько-нибудь убедительных данных, которые свидетельствовали бы в пользу «вмешательства» России. По крайней мере, публичная информация всерьез восприниматься не может.
В самой Германии тему «вмешательства» нашей страны время от времени поднимают. В той же Welt am Sonntag приводится мнение главы Федерального ведомства по охране конституции Ханса-Георга Маасена, который сообщил, что в ведомстве исходят из возможности начала Россией кампанией по дезинформации в связи с выборами в бундестаг. На чем основано подобное предположение? В качестве примера приводятся атаки на серверы бундестага весной 2015 года. Которые — ну конечно же! — приписываются хакерам, действующим в интересах Кремля.
При этом, по словам того же Маасена, «спецслужбы практически не в состоянии привести юридически обоснованные доказательства того, что Россия стоит за этими хакерскими нападениями на бундестаг». Но тем не менее, по оценкам его ведомства, вероятность подобного сценария «очень высока». Кроме того, российские разведслужбы «продолжают интенсивную деятельность» на территории Германии, подчеркнул он.
В связи с этим, конечно же, хотелось бы также услышать об оценках деятельности разведслужб других государств и их попыток вмешательства в германские выборы. Что там, например, с АНБ? Американские союзники заверили, что с прослушками покончено, теперь проблем нет, руки развязаны и можно сосредоточиться на российской угрозе?
К слову сказать, тот же Маасен в начале июля говорил о том, что доказательств вмешательства России в выборы не обнаружено, равно как и свидетельств, что Москва оказывает поддержку какой-либо партии или кандидату.
Так что нынешняя реанимация темы связана скорее с приближающимися выборами, нежели с реальной информацией. В отсутствие которой приходится прибегать к услугам «давнего критика Путина» из Лондона. Ну а что еще остается, раз возможности нагнать немного жути ограниченны?