Если Верховная Рада примет законопроект Петра Порошенко, где Россия объявляется «оккупантом» в Донбассе, это поставит крест на дальнейших переговорах в Нормандском формате.
«Авторы закона прекрасно понимают, что он не может быть реализован. Цель его, т.е. территориальная целостность, теми средствами, которые там описаны, реализована быть не может.
Я считаю, что этот закон закрывает тему Минского процесса. Не может Россия одновременно быть «страной-агрессором» и гарантом Минского процесса. Поэтому я думаю, что цель законопроекта – окончательно исключить любые контакты с представителями ДНР и ЛНР, которые есть в контактной группе, потребовать разговора только с Россией.
Как я понимаю, США поддерживают этот законопроект, хотя их поддержка какая-то странная – они взяли только часть из него и поддержали только то, что продлевается особый статус. Но это была только часть большого законопроекта, потом его разделили на две части и принимают отдельно по принципу – второй могут не принять, главное, чтобы первый приняли.
Думаю, ставка делается на то, чтобы создать максимально неблагоприятные условия для переговоров с Россией объявив ее «агрессоро»м и перепоручив эти переговоры уже не Европе, не Нормандскому формату, а США, пусть, мол, они давят на нее как на страну-агрессора.
В этой связи я вспоминаю сирийские оппозиционные силы, которые поддерживают США, причем, не вообще и не только оружием и инструкторами, а прямо отдельными подразделениями на территории страны, куда их никто не приглашал. По логике этого закона США должны быть Сирией объявлены «страной-агрессором» со всеми вытекающими отсюда последствиями, о которых говорит украинский закон.
Пока ситуация подвешена. Если закон будет проголосован, а, скорее всего, так и будет, возникает проблема сохранения или несохранения Нормандского формата. Вот мы и посмотрим. Если закон будет принят, то Нормандский формат лишается смысла», — сказал Погребинский.