Британское издание Daily Star напомнило своим читателям о существовании в России системы управления ядерным ударом «Периметр», которая на Западе получила наименование «Мертвая рука». И не просто о существовании, но и дальнейшем совершенствовании.
«Мёртвая рука» — это последняя защита России в случае начала третьей мировой войны, гарантирующая тотальное уничтожение её врагов», — говорится в публикации. После своего создания в годы «паранойи холодной войны» система получила прозвище «Машина Судного дня». Разработали ее из-за опасения «обезглавливающего» ядерного удара США по советскому руководству. Потому, собственно, на Западе ее и прозвали «Мёртвой рукой».
«Работающая «Мёртвая рука» означает, что Западу всегда нужно будет думать дважды, когда у него возникнет искушение нанести ядерный удар», — приходит к выводу издание.
Система является почти полностью автоматической: для её включения в случае кризиса потребуется один сотрудник Генерального штаба, а также небольшая команда для выполнения небольшого числа операций перед запуском. «Мёртвая рука» способна снизить риск случайного ядерного удара путём передачи контроля над ядерными ракетами, предназначенными для ответного удара, автоматической системе.
Большая часть сведений о «Периметре» засекречена, а потому, понятно, полёт для фантазии огромный. Здесь тебе и «Мёртвая рука», и «Машина Судного дня» и прочие громкие эпитеты.
Заметим, что эксперт по ядерному вооружению Брюс Блэр, которого цитирует Daily Star, был первым западным специалистом, который рассказал о «Периметре» в периодической печати. Статья вышла в 1993 году в The New York Times и называлась «Русская машина Судного дня». Тогда же был введен в оборот и термин «Мёртвая рука» — чтоб читатель осознал, так сказать…
В Советском же Союзе «Периметр» был принят на вооружение в 1983 году.
Понятно, что нынешние публикации в британской прессе во многом спровоцированы новым витком напряженности в отношениях между Россией и Западом из-за дела Скрипаля. Весьма вероятно, что следует ожидать новых статей о России, которая обладает некими апокалиптическими видами оружия. Тем более, что и в Москве не считают необходимым что-то опровергать. Скорее уж наоборот.
Взять хотя бы «Периметр». Несколько лет командующий Ракетными войсками стратегического назначения генерал-полковник Сергей Каракаев подтверждал, что система функционирует: «Да, система «Периметр» сегодня существует. Она на боевом дежурстве. И, когда возникнет необходимость в ответном ударе, когда нет возможности довести до какой-то части пусковых установок сигнал, эта команда может прийти от этих ракет из «Периметра».
Впрочем, не стоит считать, что публикации о «Периметре» являются свидетельством, что происходит нечто из ряда вон выходящее. Например, «Мёртвой рукой» в 2009 году пугал своих читателей популярный американский журнал Wired. Время тоже было подходящим — после конфликта августа 2008 года. Позволим себе привести небольшой отрывок той статьи в пересказе.
Мир, балансировавший на самой грани войны, рухнул. Терпение «западных демократий» истощилось, и по территории Советского Союза был нанесен упреждающий ядерный удар. Смертоносные ракеты стартовали из шахтовых пусковых установок, с подводных лодок и самолетов. На города и военные объекты обрушилась вся мощь многих тысяч боеголовок. И пока советское руководство в шоке и панике выясняло, что же случилось, не ошибка ли это, и как исправить положение — исправлять было уже нечего. Основные мегаполисы, промышленные и военные центры, пункты управления и связи уничтожены единым массированным ударом. Могучий ядерный арсенал СССР просто не успели использовать: команда не поступила, и в отсутствие руководящего центра опасный соперник слеп, нем и неподвижен.
Но в тот самый момент, когда генералы НАТО поднимают победные бокалы, происходит нечто невообразимое. Замолчавший, казалось, навсегда противник будто ожил. Тысячи ракет устремились в сторону западных стран — и не успели генералы добить бутылку шампанского, многие из них, прорвав с такими усилиями выстроенную противоракетную оборону, стерли с лица земли крупные города, военные базы, командные центры. Никто не победил.
В принципе, может быть не так уж и плохо, что в западной — да и не только западной — прессе появляются такие статьи. Поскольку в последние несколько лет легкость, с которой рассуждают о гипотетическом ядерном конфликте и его последствиях, стала поистине неимоверной. Порог восприятия опасности постоянно снижается. И это на самом деле очень серьёзная проблема.
Антон Куликов