Какую цель преследуют создатели и спонсоры нового украинского патриотического кино
6 декабря, в День вооруженных сил Украины, в Киеве состоялась официальная премьера фильма «Киборги» — героического пропагандистского кино об украинских военных в боях за разрушенное здание Донецкого аэропорта. Эту ленту, которую снимал крымско-татарский режиссер Ахтем Сейтаблаев — ведущий военного телешоу «Храбрые сердца» и создатель фильма «Хайтарма». Сейтаблаев — своего рода специалист по патриотическим кинодрамам, которые составляют сейчас основной контент украинского кинематографа, в основном, потому, что фильмы с подобной тематикой щедро оплачиваются из государственного бюджета.
«Киборги» не стали исключением — Госкино официально профинансировало половину бюджета этой картины, который составил в целом 48 миллионов гривен. Кроме того, власти не жалеют усилий на пропаганду ленты, которую покажут на центральных телеканалах и в 150 кинотеатрах по всей территории страны. А Министерство иностранных дел уже распорядилось демонстрировать «Киборгов» во всех украинских посольствах в течение всего следующего года.
«Мы хотим показывать фильм и за пределами нашего государства, чтобы рассказать, что у нас идет не гражданская война, у нас цивилизационный выбор между советским прошлым и, надеюсь, европейским будущим», — рассказала об этом продюсер киноленты Иванна Дядюра, по совместительству — супруга режиссера Сейтаблаева.
Благодаря допремьерным показам, украинцы уже знают, что сюжет новой картины оказался бесхитростно-предсказуемым. Он повествует о националистах из «Правого сектора»*, которые вместе с украинскими десантниками обороняют от вражеских орд бетонные руины Донецкого аэропорта. Эти кровавые, но совершенно бессмысленные в военном смысле, бои в итоге закончились отступлением — но тогда, зимой 2015 года, в СМИ активно использовали героический образ защитников ДАП, которые получили прозвище «Киборги», подвигнув Сейтаблаева на создание его фильма.
Разрушенное в результате обстрела здание аэропорта города Донецка. 16 февраля 2015 года
Увы, но премьера нового кино не вызвала в стране особого шума — поскольку информационный ажиотаж вокруг «киборгов» давно сошел на нет, а ВСУ больше не предпринимали попыток отбить территорию Донецкого аэропорта. Это весьма симптоматично — учитывая, что всего неделю назад в Украине оживленно обсуждали запрет комедийного украинского сериала «Сваты» (в котором, кстати, играл в качестве актера Ахтем Сейтаблаев) и очередного пакета популярных российских фильмов, поставленных по произведениям литературной классики. А чиновники Госкино торжественно обещали, что они с успехом заменят вражеские ленты патриотической продукцией украинского производства, теми же «Киборгами» — недостаточно патриотических и слишком уж штатских «Сватов».
Можно констатировать, что эти увещевания не сработали. Передовая украинская общественность несколько растеряна очередным массовым запретом идеологически неправильных фильмов. Не очень комфортно осознавать, что в твоей стране поставлены на поток запреты экранизации Булгакова, Гоголя, Куприна — и некоторые даже задаются вопросом: «что это: борьба с совком, или сам совок?». Хотя, что там — в советские времена мы все смотрели блестящую экранизацию «Собачьего сердца», а на спектакли «Дни Турбиных» любил хаживать сам Иосиф Сталин — не смотря на то, что эта пьеса тоже считалась тогда очень неблагонадежной.
Политика, которая привела к тому, что страна заменила «Киборгами» «Сватов», началась еще до Евромайдана, когда «свободовцы» во главе с нынешним депутатом, сыном советского кинорежиссера Андреем Ильенко — это его брат и однопартиец Филипп заведует сейчас цензурным ведомством, которое сотнями запрещает советские, российские, а теперь и украинские ленты — систематически срывали сеансы «антиукраинского» кино, включая тот же сериал «Белая гвардия» по Булгакову. Благо, диктаторский режим Януковича никак не наказывал националистов за подобные нападения.
Передовая общественность следила за этим с полным равнодушием — или горячо поддерживала действия патриотов, как это делал убивающийся сейчас за «Сватами» Владимир Зеленский. Между тем фундамент современной идеологической цензуры закладывался именно в те, не столь далекие времена. У Михаила Афанасьевича Булгакова есть на этот счет известная реплика, вложенная в уста иностранного мага Воланда — «осетрины второй свежести» не бывает: «свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя». Как показывает пример Украины, это так же точно работает с демократией: она либо существует для всех, либо завтра ее не будет ни для кого — если вы будете поддерживать крестовый поход против «неправильного» кино, «вражеских» книг и «предателей»-музыкантов.
9 декабря националисты из ОУН* запланировали акцию против третьей церемонии награждения M1 Music Awards в киевском Дворце Спорта — только потому, что заявленные там музыканты гастролировали в России.
Впрочем, важно отметить — борьба со «Сватами» и насаждение «Киборгов» не является следствием некомпетентности или глупости украинских властей. Это осознанная политика в гуманитарной сфере, направленнае на то, чтобы переформатировать общественное сознание в милитаристском и шовинистическом духе, сформировав целое поколение послушных и лояльных людей, которых можно безнаказанно душить тарифами или слать на убой.
И война за это ведется куда успешней, чем бои за Донецкий аэропорт.