Воздушно-десантные войска (ВДВ) Украины отныне переименованы в десантно-штурмовые (ДШВ). Об этом во вторник, 21 ноября, президент Петр Порошенкоторжественно сообщил в своем Facebook.
По словам главы украинского государства, таким образом он «решил отойти от советско-российской аббревиатуры». Кроме того, Порошенко перенес День ВДВ со 2 августа (когда его отмечают РФ и Белоруссия) на 21 ноября — «день архистратига Михаила, небесного покровителя десантников».
Теперь цвет беретов украинских десантников сменится с голубого на темно-бордовый, который обычно носили Внутренние войска. Бордовые береты, уточнил Порошенко, используются в армиях 19 стран-членов НАТО. На беретах будет размещен новый знак вместо герба Украины — купол парашюта с расправленными крыльями архангела Михаила и мечом с волнистым клинком в центре.
«Свободная пресса» уже писала, что балаган с переименованием и переодеванием не решает ключевых проблем украинских десантников. Киев по-прежнему не может скрытно доставить свой десант в тыл противника — для этого банально нет самолетов. Принадлежащее Минобороны Украины госпредприятие «Авиационная компания Украины» разукомплектовало более двух десятков Ил-76 и продало за границу под видом металлолома. А других «бортов» для десанта — раз два и обчелся.
У десантников «незалежной» нет даже необходимого количества парашютов. Поэтому с начала вооруженного конфликта в Донбассе части и соединения Высокомобильных сил ВСУ стали использовать исключительно в качестве обычной пехоты, в основном для решения штурмовых задач.
Сегодня Украина делает ставку на военную помощь Запада. Действительно, на прошлой неделе Сенат США утвердил выделение «незалежной» $ 350 млн. Штаты а рамках этой помощи смогут поставлять Украине «оборонительное вооружение, технику, а также проводить подготовку украинских военных, оказывать им техническую поддержку».
Правда, в пояснительных материалах к акту о Национальной обороне уточняется: до тех пор, пока Киев не начнет проводить «институциональные реформы в оборонной сфере», эта сумма будет вдвое меньше — $ 175 млн.
На такие деньги много не навоюешь. И в этой ситуации «декоммунизация» беретов десантников очень кстати, потому что позволяет перевести разговор с обсуждения проблем ВСУ в безопасное русло.
Надо сказать, сами десантники «незалежной» восприняли нововведения без особого энтузиазма. «Казармы без отопления, с дырявыми окнами, крыши текут. А они головы ломают, какой бы цвет беретов придумать вместо голубого», — приводит слова одного из военнослужащих украинский портал Страна.ua.
В целом, нынешний шаг Киева выглядит как попытка ВСУ «закосить» под армии развитых западных государств. Вот только от перемены цвета беретов боеспособность украинского войска, увы, не меняется.
Что стоит за «реформой» Порошенко, какие задачи будут решать десантно-штурмовые войска?
— Украина всеми силами пытается отмежеваться от советских названий, в том числе в армии, — отмечает ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО, доктор политических наук Михаил Александров. — Эти названия были нашим общим прошлым, и позволяли сохранять какое-то боевое братство, особенно среди тех, кто служил в Советской Армии, и ассоциировал себя с ВДВ и Днем десантника.
Чтобы порвать эти связи — идеологические, культурные, человеческие, — Киев и пошел на переименование десантных войск.
— США сегодня оказывают военную помощь Украине. Будут ли американцы добиваться от Киева восстановления боеспособности украинских десантных подразделений?
— США вообще настроены на повышение боеспособности украинской армии. Они требуют от Порошенко, чтобы выделяемые на армию деньги не разворовывались, а шли на подготовку, экипировку, вооружение ВСУ. Потому что Штаты считают: военное реформирование Украины должно осуществляться, в основном, за счет самой «незалежной».
Надо понимать: из $ 350 млн., запланированных в военном бюджете США на помощь Украине, добрая половина уйдет на оплату услуг американских военных советников, инструкторов, транспортные и командировочные расходы американцев.
Порошенко, считают в Вашингтоне, должен оплатить все остальное, чтобы создать мощную военную антироссийскую структуру. И сначала использовать ее для подавления Донбасса, а потом и для оказания давления на границе с Россией.
Десанту в этих планах, надо думать, отводится заметная роль. В этом смысле нынешняя «реформа» Порошенко до какой-то степени вписывается в общую линию американской администрации.
— Если поставить себя на место Генштаба ВСУ, где могли бы использоваться украинские десантники?
— Десант используется, в основном, для локальных операций за линией фронта, плюс для решения задач в рамках миротворческой деятельности. Для США важно, я считаю, чтобы украинский десант помогал НАТО в различных точках земного шара. Например, в Афганистане или на Балканах.
Наличие эффективного десантного подразделения на Украине, с точки зрения Америки, безусловно выгодно.
— Сегодня украинский десант, как и многие другие составляющие ВСУ, находится в плачевном состоянии. Сколько времени понадобится Киеву, чтобы привести украинское войско в надлежащее состояние, с опорой на американские деньги?
— Быстро этого точно не сделать. Российская армия, напомню, была в середине 1990-х далеко не в столь удручающем состоянии, как ВСУ сегодня. Так, в ходе Второй чеченской наши ВС действовали уже получше, чем в Первую чеченскую кампанию.
Тем не менее, России потребовалось 10 лет, чтобы привести армию в ее нынешнее состояние — эффективной структуры, которая отлично показала себя и в Сирии, и в ситуации присоединения Крыма.
Украинским военным, в том числе десантникам, нужно пройти очень и очень долгий путь, чтобы приблизиться к таким результатам.
Андрей Полунин
Фото: Михаил Почуев/ТАСС